Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Баранова Г.В.
судей областного суда Стёпина А.Б., Хасановой М.М.
при секретаре Б. Е.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования " ... ", администрации муниципального образования " ... " на решение " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" по заявлению прокурора " ... " в интересах Семеновой О.А. о признании незаконными действия администрации муниципального образования " ... " Астраханской области в части не реализации права на предоставление земельного участка, обязании устранить нарушения
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Семеновой О.А. о признании незаконными действия администрации муниципального образования " ... " Астраханской области в части не реализации права на предоставление земельного участка, обязании устранить нарушения, указав, что Семенова О.А. воспитывает ребенка - инвалида ФИО12, "Дата" года рождения. "Дата" она обратилась в администрацию муниципального образования " ... " " ... " Астраханской области с заявлением о предоставлении ей и ее семье земельного участка. В письменных ответах указывалось, что для решения вопроса предоставления земельного участка её заявление перенаправлено Главе администрации муниципального образования " ... " Астраханской области. До настоящего время земельный участок не предоставлен. Таким образом, прокурор полагает, что в результате бездействия администрации муниципального образования " ... " Астраханской области нарушаются права Семеновой О.А. на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, прокурор просил суд признать незаконным бездействие и обязать администрацию муниципального образования " ... " Астраханской области реализовать право Семеновой О.А. на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность.
Решением " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах администрации муниципальных образовании " ... " ставят вопрос об отмене судебного решения, поскольку полагают необоснованным вывод суда, что распоряжение земельными участками на территории муниципального образования " ... " осуществляется муниципальным образованием " ... " . Кроме того, Правила землепользования и застройки поселения муниципального образования " ... " утверждены лишь в отношении территории населенного пункта, в связи с чем распоряжение земельными участками на территории " ... " входит в полномочия муниципального образования " ... ". Также в обоснование жалоб указано, что на территории Астраханской области до настоящего момента не утвержден порядок предоставления земельных участков, в связи с чем предоставление земельных участков в собственность бесплатно осуществляется на основании статей 39.14 -39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при подаче заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно необходимо приложение схемы расположения земельного участка. Семеновой О.А. указанные требования не исполнены.
К апелляционным жалобам приложены: ответ комитета по Федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы Российской Федерации от "Дата" на имя вице-губернатора - председателя Правительства Астраханской области, ответ прокуратуры Астраханской области от "Дата", письмо администрации муниципальные образования " ... " от "Дата", Правила землепользования и застройки муниципальные образования " ... ".
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор " ... " просит решение " ... " районного суда Астраханской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав докладчика, объяснения представителя администрации муниципального образования " ... " Приказчиковой М.О., представителя администрации муниципального образования " ... " Гай О.Ю., поддержавших доводы жалоб, прокурора Остроухову Н.В., Семенову О.А., возражавших против удовлетворения жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в них доводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что Семенова О.А. воспитывает ребенка- инвалида. "Дата" обратилась в администрацию муниципального образования " ... "
" ... " " ... " Астраханской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка. До настоящего время вопрос о предоставлении земельного участка не разрешен.
Право семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предусмотрено статьей 17 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от "Дата" N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются семьям, имеющим детей-инвалидов, для индивидуального жилищного строительства в сельской местности, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства.
Районный суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления не исполнены положения действующего законодательства, меры к реализации права Семеновой О.А. на получение земельного участка не предприняты.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, основанными на совокупности исследованных доказательств и положениях действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования " ... "
" ... ", направляя заявления Семеновой О.А. для рассмотрения по существу в администрацию муниципального образования " ... ", исходила из того, что Правила землепользования и постройки в отношении всей территории муниципального образования - поселения отсутствуют, полагая, что вопросы предоставления земельных участков отнесены к компетенции муниципального образования " ... ".
Районный суд, проверяя доводы администрации муниципального образования " ... "
" ... " в этой части пришел к выводу о том, что наличие Правил землепользования и застройки только на часть территории муниципального образования не свидетельствует об отсутствии у данного органа местного самоуправления полномочий по распоряжению земельным участком.
Исходя из представленных Правил землепользования и застройки муниципального образования " ... ", они действуют в части населенного пункта муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержит и сключений из данного правила.
Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Таким образом, законодательно предусмотрено право органов местного самоуправления поселений с "Дата" распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае утверждения ими правил землепользования и застройки в отношении части территорий поселений.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб в части оспаривания прав администрации муниципального образования " ... "
" ... " распоряжаться землями, находящимися в пределах поселения, являются необоснованными, поскольку наличие правил землепользования и застройки подтверждает право на распоряжение землями муниципального образования - поселения.
Доводы апелляционных жалоб о том, Семеновой О.А. при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка не соблюден порядок , предусмотренный стаями 39.14 -39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит необоснованными по следующим основаниям.
Положениями статьей 39.14 -39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Данный порядок подлежит исполнению органом местного самоуправления, при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину земельного участка.
Кроме того, исходя из сути заявленных требований, прокурор " ... " оспаривал бездействие администрации муниципального образования " ... "
" ... " в части непринятия решения по рассмотрению вопроса по обеспечению Семеновой О.А. земельным участком, то есть невыполнение мероприятий, связанных с рассмотрением заявления. Действия администрации муниципального образования " ... "
" ... " по перенаправлению заявления Семеновой О.А. в администрацию муниципального образования " ... "
" ... " не свидетельствуют о совершении необходимых мероприятий органом местного самоуправления по надлежащему рассмотрению заявления, а подтверждает лишь факт неисполнения требований закона в части соблюдения прав граждан, имеющих ребенка-инвалида, на обеспечение земельным участком для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, районный суд обоснованно пришел к выводу, что указанные действия администрации муниципального образования " ... " Астраханской области по непредставлению земельного участка Семеновой О.А., как семье имеющей ребенка-инвалида ФИО3, в рамках Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", незаконны.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации , судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.