Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Губаревич И.И.
судей Ананиковой И.А., Апхановой С.С.
при секретаре Гурулёвой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Резник И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 28 мая 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с иском, Резник И.В. ссылалась на то, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области от Дата изъята ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. Полагала, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж, дающий право на назначение данного вида пенсии, периоды ее работы в должности учителя в Нерпинской начальной школе с Дата изъята и в Бодайбинской средней школе Номер изъят, в должности воспитателя Социального приюта с Дата изъята . Просила суд, с учетом заявления об уточнении иска (л.д.102-103 т.1), признать указанное решение ответчика незаконным, включить спорные периоды ее работы в специальный стаж, назначить ей трудовую пенсию с Дата изъята
Приведенным выше решением суда постановлено иск удовлетворить, признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области от Дата изъята об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды его работы: с Дата изъята в должности учителя начальных классов Нерпинской начальной школы, с Дата изъята в должности учителя начальных классов Бодайбинской средней школы Номер изъят в должности воспитателя Социального приюта, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области назначить Резник И.В. трудовую пенсию досрочно в связи с педагогической деятельностью с Дата изъята . Взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района государственную пошлину (данные изъяты)
В апелляционной жалобе представитель ответчика Морева М.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Полагает, что суд дал неверную оценку исследованным по делу документам, необоснованно признал оспариваемое решение пенсионного органа незаконным.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., объяснения представителя ответчика Давыдовой Л.Е., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 19 пункта 1 и пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", действующего с 01 января 2015 года.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20 октября 2005 года N 392-О, от 18 апреля 2006 года N 83-О, от 21 декабря 2006 года N 584-О, от 19 июня 2007 года N 436-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности, которая должна быть связана с воспитанием детей.
Разрешая спор, суд установил имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил к правоотношению сторон нормы материального права, и пришел к обоснованному выводу о том, что в спорные периоды работы в должности учителя в Нерпинской начальной школе с Дата изъята и в Бодайбинской средней школе Номер изъят, в должности воспитателя Социального приюта с Дата изъята Резник И.В. осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, поэтому данные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж согласно пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Довод апелляционной жалобы о том, что такое учреждение, как Центр социального обслуживания, в котором работала истец в период с Дата изъята , не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судебная коллегия оценивает критически.
В пункте 1.13 Списка "Наименование учреждения" в числе учреждений социального обслуживания указан социальный приют для детей и подростков.
Согласно записям трудовой книжки Резник И.В. в период с Дата изъята она работала воспитателем в социальном приюте для детей и подростков.
То обстоятельство, что социальный приют не являлся самостоятельным учреждением, а представлял собой структурное подразделение ОГУСО "Центр социального обслуживания г. Бодайбо и Бодайбинского района", не может влиять на реализацию истцом ее пенсионных прав, поскольку из наименования и Устава учреждения следует, что оно создано в целях оказания социальной помощи различным группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Выделение в структуре учреждения социального приюта для детей и подростков означало, что в нем находились дети до 18 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в помощи и защите государства.
Таким образом, спорные периоды правомерно включены судом первой инстанции в стаж, дающий право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Поскольку при обращении с заявлением к ответчику истец вправе была рассчитывать на учет спорных периодов в специальных стаж, суд обоснованно признал решение, которым эти периоды не были приняты, незаконным.
Учитывая, что спор между сторонами возник в отношении специального стажа, суд правильно возложил на ответчика обязанность назначить Резник И.В. досрочную страховую пенсию с даты - Дата изъята , на которую с учетом отвергнутых ответчиком периодов у истца возникло право на пенсионное обеспечение.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Губаревич
Судьи И.А. Ананикова
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.