Судья Московского областного суда Магоня Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица Ишбульдиной А.Г. на решение Можайского городского суда Московской области от 20 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания")
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Бородинского территориального районного отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 06 ноября 2015 года, юридическое лицо ОАО "МОЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Можайского городского суда Московской области от 20 апреля 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением городского суда, защитник Ишбульдина А.Г его обжаловала, просила отменить, указывая на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Цыганкова С.С., суд второй инстанции оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения городского суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, 02 сентября 2014 года в 09 часов 10 минут государственным лесным инспектором при патрулировании лесных участков вблизи "данные изъяты", в выделе 1, 130 квартала Колоцкого участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. Установлено, что ОАО "МОЭКС" проводя работы при расширении линий электропередач, допустило нарушение правил пожарной безопасности, выразившееся в складировании спиленной древесины, непосредственно у стены хвойного леса, без отделения противопожарной минерализованной полосой, в период особого противопожарного режима согласно Постановлению Губернатора Московской области от 30 апреля 2014 года N80-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности", что является нарушением п. 21 главы III "Правил пожарной безопасности в лесах".
По данному факту должностным лицом органа административной юрисдикции в отношении ОАО "МОЭСК" возбуждено дело и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.32 КоАП РФ.
Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее Правила), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно п.21 Правил, складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60метров. Места складировании противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Согласно п. 19 Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
На основании п.23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г.N160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В соответствии с п.16 Приказа Россельхоза от 10.06.2011 г. N223 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов", лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Вина ОАО "МОЭСК" в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, образовавшего состав вмененного ему правонарушения, как обоснованно и мотивированно указал суд, полностью доказана материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом осмотра территории и фототаблицей; предписанием об устранении нарушения лесного законодательства; договором строительного подряда; учредительными документами юридического лица и другими доказательствами по делу.
У суда не имелось оснований не доверять представленным доказательствам, поскольку они собраны в соответствии с требованиями КоАП РФ и непротиворечивы.
Доказательства, свидетельствующие о виновности ОАО "МОЭСК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в частях 1 и 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований противопожарного законодательства при охране лесов, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях ОАО "МОЭСК" вины в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "МОЭСК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение городского суда соответствуют требованиям КоАП РФ, основаны на материалах дела, мотивированы.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы юридического лица о том, что судом не были полно, объективно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела, неосновательны, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым городским судом была дана полная и надлежащая правовая оценка.
Довод жалобы защитника о том, что работы по расчистке просеки по договору подряда выполнило ООО "РусИнтерХолдинг", а также о том, что Общество не обладало правом распоряжаться древесиной, которая после порубки стала собственностью РФ, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении ОАО "МОЭСК" является собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке. Следовательно, заключение договора подряда или направление писем в адрес Комитета Лесного хозяйства и территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом не освобождает ОАО "МОЭСК" от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередач, поскольку обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима возложена на лицо, ответственное за вырубку лесных насаждений, которым в рассматриваемом случае является ОАО "МОЭСК".
Остальные доводы, изложенные в жалобе, были предметом проверки в суде первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для их переоценки в настоящее время не имеется.
Процессуальных нарушений при привлечении юридического лица ОАО "МОЭСК" к административной ответственности, судом второй инстанции не установлено. Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленных по делу актов, не установлено, оснований для их пересмотра по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Можайского городского суда Московской области от 20 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания") оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица - без удовлетворения.
Судья Е.Г. Магоня
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.