Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Бочкова Л.Б. и Ласковской С. Н.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,
при секретаре - Шарапове М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области" о признании за ней права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании ответчика назначить ей с января 2015г. указанную компенсацию с последующей индексацией, - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ласковской С. Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области" о признании за ней права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании ответчика назначить ей с января 2015г. указанную компенсацию с последующей индексацией.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением Федерального суда Октябрьского района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство труда и социального развития Самарской области обязано выплачивать ей ежемесячную компенсацию в возмещение вреда пожизненно, с правом индексации указанной суммы в соответствии с действующим законодательством. При этом суд установил, что она, как вдова умершего инвалида-чернобыльца 1 группы ФИО2, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пунктом 13 части первой статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы), гарантируется также ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров. В Определении от 13 декабря 2013 г. N 45-КГ13-17 Верховный Суд РФ разъяснил, что данная норма распространяется и на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. 11.12.2014г. истец обратилась в МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области" с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области" сообщило об отказе в назначении ей указанной компенсации в связи с тем, что ею не представлено удостоверение инвалида на имя ее супруга с отметкой "посмертно". Ранее она обращалась в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области с заявлением о выдаче удостоверения, но ей было отказано, поскольку она была признана вдовой умершего инвалида-чернобыльца 1 группы ФИО2 по решению суда и выдача удостоверения в таких случаях не предусмотрена. Таким образом, Министерство фактически не признает за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Вместе с тем, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ право на получение социальной поддержки не зависит от наличия надлежащим образом оформленного удостоверения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО1 просила суд признать за ней право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 13 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и обязать МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области" назначить ей с января 2015г. указанную компенсацию с последующей индексацией.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить ее требования в полном объеме. В жалобе указывает, что отказывая ей в удовлетворении требований, суд неверно применил положения Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ошибочно указал, что ФИО2 относился к категории граждан, указанных в п.3 ч.1 ст. 13 данного Закона и денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров ему не полагалась. ФИО2 относился к категории граждан, указанной в п. 1 ч.1 ст. 13 указанного Закона и денежная компенсация в размере 300 рублей (индексируемая сумма) ему полагалась. Кроме того, для граждан, указанных в п.3 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пунктом 3 ч. 1 ст.15 указанного Закона предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, также подлежащая индексации.
В заседание судебной коллегии ФИО1 и ее представитель ФИО9 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Представитель МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области" ФИО10, действующая на основании доверенности, в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области", заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, а иск удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" установлено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям статьи 195 ГПК РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 328, 330 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и принять по делу новое решение, если судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о смерти серии N N от ДД.ММ.ГГГГ г.
Истец ФИО1 состояла в зарегистрированном браке с ФИО2 инвалидом первой группы вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о заключении брака серии N N от ДД.ММ.ГГГГ и решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., на основании которого на Министерство труда и социального развития Самарской области возложена обязанность признать ФИО2 с мая 1999 года инвалидом 3 группы, а после переосвидетельствования с декабря 1999 года инвалидом 1 группы, связанной с воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Указанным решением на Министерство труда и социального развития Самарской области также возложена обязанность выплачивать ФИО1 как вдове умершего инвалида-чернобыльца и достигшей возраста 55 лет за счет средств федерального бюджета (казны) с ДД.ММ.ГГГГ в возмещение вреда платежи в размере 2 500 рублей ежемесячно, пожизненно, с учетом произведенных выплат, с правом индексации сумм ежемесячных начислений в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 "посмертно" выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
ДД.ММ.ГГГГ МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области" отказало ФИО1 в назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в связи с тем, что заявителем не представлено удостоверение инвалида, вследствие чернобыльской катастрофы, на имя ее супруга с отметкой "посмертно".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что ФИО1 не относится к кругу лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. При этом, суд исходил из того, что ФИО2 относился к категории граждан, указанной в п. 3 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений. Для указанной категории граждан, как указал суд, объем предоставленных льгот и гарантий определен в ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" согласно которой гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст. 13 Закона предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.3-12, 14, ч.1 ст. 14 настоящего Закона. При этом п. 13 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающий ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, не предусмотрен в качестве меры социальной поддержки для граждан, указанных в п.3 ч.1 ст. 13 настоящего Закона.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.
Данная норма фактически определяет две категории лиц имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 -15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":
1)семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;
2) семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года N 960-О-П).
Из материалов дела следует, что супруг истицы - ФИО2 признан инвалидом 1 группы вследствие заболевания, возникшего в результате Чернобыльской катастрофы. ФИО1 является вдовой умершего инвалида-чернобыльца ФИО2, что подтверждается решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г.
Связь смерти ФИО2 с вредными воздействиями при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установлена решением Волгоградского межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, ФИО2 как инвалид чернобыльской катастрофы относился к категории граждан, перечисленных в п. 2 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 13 части первой статьи 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы) гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.
В указанной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Вместе с тем в настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 года N 751, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поскольку в соответствии с частью четвертой статьи 14 указанного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются и на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, то у ФИО1, как вдовы инвалида 1 группы вследствие заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, возникло право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что ФИО1 не относится к кругу лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, нельзя признать законными.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.2014 года N 1411 "Об индексации в 2015 году размеров компенсацией и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ч. 1 ст. 14 базового Закона) составляет 781,40 рублей.
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 751 от 24.09.2010 года, для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются следующие документы: а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; д) заверенная копия свидетельства о смерти; е) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.
Согласно п. 6 вышеназванных правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам указанным в части четвертой статьи 14 Закона, производятся начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась с заявлением о назначении выплат ДД.ММ.ГГГГ года, ранее с указанным заявлением не обращалась.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о признании за ФИО1, вдовой участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 году ФИО2, инвалида 1 группы вследствие заболевания, возникшего, в связи с ликвидацией Чернобыльской катастрофы, умершего ДД.ММ.ГГГГ права на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца и назначении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ указанной денежной компенсации ежемесячно в сумме 781,40 рублей с последующей индексацией.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1, вдовой участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 году ФИО2, инвалида 1 группы вследствие заболевания, возникшего в связи с ликвидацией Чернобыльской катастрофы, умершего ДД.ММ.ГГГГ право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
Обязать МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Волжский Самарской области назначить ФИО1 компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 781,40 рублей с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.