Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Морозовой А.А.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 июня 2015 года по делу по заявлению
Федерального казенного учреждения Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю об установлении административного надзора в отношении ФИО1.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее по тексту - ФКУ ИК *** УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в суд с заявлением об установлении в отношении осужденного ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, административного надзора сроком на *** лет и административных ограничений в виде запрещения пребывания в определенных местах (барах, ресторанах, кафе, ночных клубах), связанных с распитием спиртных напитков; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, связанных с распитием спиртных напитков; запрещения посещения дошкольных и общеобразовательных учреждений; запрета покидать постоянное место жительства с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленных требований указано на то, что ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК- *** УФСИН России по Алтайскому краю за совершение тяжких преступлений, предусмотренных п.п. "б, д" ч. 2 ст. 131, п.п. "б, д" ч. 2 ст. 132, п.п. "б, в, д" ч. 2 ст. 131, п.п. "б, в, д" ч. 2 ст. 131, п.п. "б, в, д" ч. 2 ст. 132, ч. 3 ст. 69 70 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). За весь период отбывания наказания систематически допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет *** взысканий дисциплинарного характера, два из которых не сняты и не погашены, негативно относится к требованиям Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, на меры воспитательного характера не реагирует, своим поведением отрицательно влияет на других осужденных. Установление административного надзора необходимо для предупреждения совершения новых преступлений и административных правонарушений, оказания на ФИО1 индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При рассмотрении дела представитель ФКУ ИК- *** УФСИН России по Алтайскому краю Меркулов Д.В. заявленные требования уточнил, указав на необходимость установить административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Рубцовского городского суда от 11 июня 2015 года (с учетом определения суда от 31 июля 2015 года об исправлении описки) заявленные требования удовлетворены. В отношении ФИО1 установлен административный надзор сроком на *** лет с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до даты погашения судимости, то есть до ДД.ММ.ГГ; установлены административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах (барах, ресторанах, кафе, ночных клубах), связанных с распитием спиртных напитков; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, связанных с распитием спиртных напитков; запрещения посещения дошкольных и общеобразовательных учреждений; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в ночное время (с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут); обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда изменить, снизив срок административного надзора и отменив административные ограничения в виде запретов на пребывание в определенных местах (барах, ресторанах, кафе, ночных клубах); посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; посещение дошкольных и общеобразовательных учреждений, поскольку их установление сужает выбор места приема пищи вне дома, возможность участия в школьной жизни несовершеннолетнего ребенка и получения образования самим ФИО1 Кроме того, указывает, что в нарушение положений ч. 3 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" администрацией исправительного учреждения был нарушен срок обращения в суд с заявлением об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, сведения о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав заключение прокурора изменить решение суда в части административных ограничений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в части.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что имеются установленные законом основания для установления административного надзора в отношении ФИО1, поскольку у него имеется неснятая и непогашенная судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Кроме того, судом отмечено, что ФИО1 в период отбывания наказания имел *** дисциплинарных взысканий, *** из которых на момент рассмотрения дела не снято и не погашено, *** поощрений, руководством ФКУ ИК *** характеризуется отрицательно.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда о необходимости установления административного надзора в отношении ФИО1 соответствуют закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, то есть независимо от того, признавалось ли лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также совершило ли лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Как следует из материалов дела, приговором Майминского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ФИО1 был осужден к лишению свободы по п.п. "б, д" ч. 2 ст. 131, п.п. "б, д" ч. 2 ст. 132, п.п. "б, в, д" ч. 2 ст. 131, п.п. "б, в, д" ч. 2 ст. 131, п.п. "б, в, д" ч. 2 ст. 132, ч. 3 ст. 69 70 УК РФ на срок *** лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок погашения судимости в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, каковыми являются вышеперечисленные преступные деяния, в соответствии с п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения ФИО1 указанных преступлений) составляет *** лет после отбытия наказания.
С учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона срок, на который в отношении ФИО1 установлен административный надзор, правильно определен судом на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в связи с чем доводы жалобы о необходимости снижения такого срока подлежат отклонению.
Вопреки доводам жалобы, обращение администрации исправительного учреждения в суд с заявлением об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания не влечет возвращение или отказ в принятии заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении, что подтверждается разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре".
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Доводы жалобы о необходимости отмены установленных ограничений в виде запрещений на пребывание в определенных местах (барах, ресторанах, кафе, ночных клубах), связанных с распитием спиртных напитков; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; посещение дошкольных и общеобразовательных учреждений подлежат отклонению как несостоятельные, учитывая обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенных ФИО1 преступлений, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетнего, а также принимая во внимание его поведение за весь период отбывания наказания и характеризующие данные.
Вместе с тем, поскольку установленные судом административные ограничения NN 2, 4 носят неопределенный характер, их формулировки не соответствуют Федеральному закону (ч. 1 ст. 4), судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в указанной части, изложив пункт 2 абзаца 3 в следующей редакции: запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; пункт 4 абзаца 3 решения изложить в следующей редакции: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время (с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут).
Руководствуясь п. 2 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 июня 2015 года изменить в части установления ФИО1 административных ограничений, изложив пункты 2 и 4 абзаца 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
2) запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
4) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время (с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут).
В остальной части решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.