Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.
судей Бакланова Е.А., Ковалюк Л.Ю.
при секретаре Усачевой К.Н.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ФИО1 на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 21 августа 2015 года по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ назначены выборы главы "данные изъяты" сельсовета "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратился в избирательную комиссию муниципального образования "Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края" с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы "данные изъяты" сельсоветра "данные изъяты".
Решением данной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГ *** ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата на вышеуказанную должность.
Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании его незаконным, о возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата.
Требования мотивировал тем, что ему не была предоставлена возможность ознакомиться с документами, на основании которых представленные им подписные листы признаны недействительными. Итоговый протокол заявителем получен только ДД.ММ.ГГ. Образец заполнения формы подписных листов заявителю не выдавался, на необходимость представления сведений о судимости секретарем комиссии не указывалось.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 21 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить данное решение и принять новое об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на непринятие судом во внимание того, что судимость ФИО1 в настоящее время погашена. Кроме того, указывает, что все документы были приняты избирательной комиссией без каких-либо замечаний и предложений внести в них уточнения, в том числе в отношении сведений о наличии судимости.
Прокурором представлены письменные возражения с просьбой оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель ФИО1, заинтересованное лицо избирательная комиссия муниципального образования "Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края" о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, выслушав прокурора ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что у избирательной комиссии имелись предусмотренные законом основания для принятия решения об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата.
Данный вывод суда соответствует закону и обстоятельствам дела.
Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи).
Согласно пункту 8 указанной статьи подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования оформляются по формам согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (п. 11 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Понятие "адрес места жительства" дается в п. 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что в качестве основания к отказу в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно подп. 6.1 п. 6. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписном листе, подпись избирателя должна быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с подп. 6.4., п.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются, в том числе:
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;
и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно п.7 ст. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ ФИО1 в избирательную комиссию муниципального образования "Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края" подано заявление о намерении баллотироваться кандидатом на должность главы "данные изъяты" сельсовета Красногорского района Алтайского края в порядке самовыдвижения.
ДД.ММ.ГГ ФИО1 представил в избирательную комиссию два подписных листа, содержащие 14 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГ был составлен протокол, в котором все подписи, представленные ФИО1, признаны недействительными.
Из указанных подписных листов (л.д. 52-53) усматривается, что в нарушение вышеприведенных норм в графе "Адрес места жительства" не указано наименование субъекта Российской Федерации - "данные изъяты", а также наименование района - "данные изъяты".
Неуказание в подписных листах сведений, предусмотренных пунктом 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в силу подпункта "и" пункта 6.4 ст. 38 данного Закона влечет недействительность подписей всех избирателей.
Кроме того, из таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 от ДД.ММ.ГГ, подписанной специалистом ФМС УФМС России по Алтайскому краю, усматривается, что избиратели "данные изъяты" указали в подписных листах сведения, не соответствующее данным миграционной службы, ввиду чего подписи указанных лиц на основании подп. "в" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательной комиссией признаны недействительными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все подписи избирателей, имеющиеся в представленных ФИО1 подписных листах, обоснованно признаны избирательной комиссией недействительными, поскольку собраны с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выводы суда первой инстанции согласуются с приведенными выше нормами материального права и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О, в соответствии с которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что судимость ФИО1 в настоящее время погашена, не влияет на законность оспариваемого решения, поскольку в силу подпункта 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат. Судебная коллегия принимает во внимание то, что неуказание кандидатом сведений о судимости имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в поддержку того или иного кандидата. Отсутствие сведений о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом.
Ссылка в жалобе на ненадлежащую проверку документов членами избирательной комиссии является необоснованной. Указание в подписных листах требуемых законом сведений - обязанность кандидата, невыполнение которой является основанием для отказа в его регистрации.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу заявителя ФИО1 на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 21 августа 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.