Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Титовой В.В.,
при секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Блинова В. А.
на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 09 июля 2015 года по делу по заявлению Блинова В. А. об оспаривании бездействия администрации города Барнаула по исполнению обязанностей по организации обустройства и содержания мест накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Блинов В.А. обратился в суд заявлением об оспаривании бездействия администрации города Барнаула по организации оборудования и содержания контейнерной площадки и путей подъезда к ней на территории г. Барнаула и возложении обязанности организовать работы по обустройству мест накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры в доме "адрес", на расстоянии менее 20 метров от жилого дома размещены контейнеры по сбору твердых бытовых отходов с нарушением Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88). Контейнерная площадка не оборудована, водонепроницаемое покрытие под контейнерами отсутствует, контейнеры удалены от дома на расстояние менее 20 метров; площадка не освещена; дорога и участок земли под контейнерами не имеют твердого покрытия; отсутствует необходимая информация, которую администрация города обязана разместить в общедоступной форме в месте сбора твердых бытовых отходов. Поскольку контейнеры расположены на муниципальных землях, то администрация города Барнаула как орган местного самоуправления отвечает за организацию сбора бытовых отходов и мусора, в том числе путем поддержания санитарного состояния территории земельного участка и подъездных путей.
Просил: - признать незаконными действия (бездействие) администрации города Барнаула в части несоблюдения требований санитарных правил и норм по расстоянию между жилым домом "адрес" и контейнерами по сбору мусора; обязать администрацию города Барнаула в месячный срок организовать работы по перемещению контейнерной площадки для контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, расположенной в районе многоквартирного жилого дома "адрес" на расстояние от указанного жилого дома в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88;
- признать незаконными действия (бездействие) администрации города Барнаула в части непринятия мер по обеспечению надлежащего санитарного состояния контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной у дома "адрес"; обязать администрацию города Барнаула в месячный срок организовать работы по оборудованию контейнерной площадки для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, расположенной у дома "адрес", в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88;
- признать незаконными действия (бездействие) администрации города Барнаула в части несоблюдения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, по оборудованию подъездной дороги и площадки для разворота транспорта для вывозки мусора перед контейнерной площадкой для сбора твердых бытовых отходов в районе жилого дома "адрес"; обязать администрацию города Барнаула в месячный срок организовать работы по оборудованию дороги и площадки с твердым покрытием, пригодных для подъезда и разворота грузового транспорта для вывоза твердых бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной в районе указанного многоквартирного жилого дома, в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
- признать незаконными действия (бездействие) администрации города Барнаула в части несоблюдения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда по оборудованию площадки для сбора крупногабаритного бытового мусора в районе жилого дома "адрес"; обязать администрацию города Барнаула в месячный срок организовать работы по оборудованию площадки для сбора крупногабаритного бытового мусора в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 09 июля 2015 года производство по делу в части требований о признании незаконными действий администрации города Барнаула по несоблюдению требований санитарных правил и норм по расстоянию между жилым домом "адрес" и контейнерами по сбору мусора, а также в части возложения на администрацию города Барнаула обязанности по организации работ по перемещению контейнерной площадки для контейнеров по сбору твердых бытовых отходов прекращено в связи с отказом заявителя от требований в этой части.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 09 июля 2015 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Блинов В.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом процессуальных норм, выразившееся в несоблюдении установленного порядка рассмотрения заявления. Указывает, что судом фактически рассмотрены и разрешены иные, не заявленные требования, вопрос о бездействии органа местного самоуправления, нарушающего право заявителя на безопасную среду обитания, не разрешен. Также ссылается на то, что осмотр места сбора и хранения мусора проведен контролирующими органами без участия стороны заявителя, что повлекло неполноту отражения обстоятельств, имеющих значение, и повлияло на правильность выводов по результатам проведенного осмотра. Судом не дана надлежащая оценка данным, содержащимся в представленных актах, относительно соблюдения требований, которым должны отвечать места сбора и хранения отходов. Суд, фактически признав установленным, что сбор мусора производится на площадке, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, незаконного бездействия администрации по организации сбора, хранения и вывоза бытового мусора не усмотрел.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель администрации города Барнаула, иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Блинов В.А. в заседание суда апелляционной инстанции представил письменные пояснения, в которых настаивает на удовлетворении жалобы.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя администрации города Барнаула, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.3 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Аналогичные положения закреплены в пункте 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".Как установлено судом и подтверждено материалами дела, заявителю на праве собственности принадлежит квартира в доме "адрес".
Жилой дом "адрес" находится на обслуживании МУП "Управляющая компания " " ... "" " ... " района г.Барнаула.
Между жилым домом "адрес" на расстоянии 21,5 метров и домом "адрес" на расстоянии 37,5 метров расположена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, примыкающая к кирпичной стене гаражей. На площадке имеется четыре стандартных металлических мусорных контейнера и емкость из металлической решетки для сбора пластиковых бутылок. Площадка расположена на участке без водонепроницаемого покрытия (разрушенный асфальт), не ограничена бордюром по периметру, что является нарушением требований п. 8.2.5 СанПиН 2.1.1.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Данные обстоятельства отражены в акте осмотра Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ (л.д. 51).
Совмещенную контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов обслуживают МУП "УК " " ... "" " ... " района г. Барнаула и ООО " " ... "" в соответствии с утвержденным заместителем главы администрации Центрального района г.Барнаула графиком уборки на " ... " год.
Согласно ответу руководителя МУП "УК " " ... "" " ... " района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ для приведения данной контейнерной площадки в соответствие с требованиями санитарных норм управляющей компанией направлено письмо о согласовании в администрацию " ... " района.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие около вышеуказанного многоквартирного жилого дома контейнерной площадки, не ответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, не является следствием незаконного бездействия администрации города Барнаула.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах в связи со следующим.
Положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения закреплены в пункте 27 статьи 19 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края (статья 48 Устава).
Согласно пункту 11 статьи 55 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края администрация города Барнаула обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
При этом организация работ по оборудованию существующих на территории города мест временного хранения бытовых отходов непосредственно администрацией города Барнаула Уставом не предусмотрена.
Конкретные функции, осуществляемые органами администрации города Барнаула (отделом по охране окружающей среды) и иными органами местного самоуправления (администрациями районов города, комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула) в целях исполнения полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, закреплены в пункте 2.3. Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 27 августа 2010 года N349.
Решением Барнаульской городской Думы от 07 июня 2013 года N 110 утверждены Правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно пункту 7.2. указанных Правил благоустройства для сбора отходов и мусора собственники либо владельцы зданий, строений, сооружений, гаражно-строительные кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества или уполномоченные ими лица оборудуют места временного хранения отходов в порядке, определенном решением Барнаульской городской Думы, с последующей их уборкой и обслуживанием в соответствии с нормами накопления для сбора отходов производства и потребления.
Оборудование контейнерных площадок производится в соответствии с Порядком сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах городского округа - города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы.
В силу пункта 2.4. указанного Порядка оборудование объектов накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с администрациями районов осуществляют товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации; они же обеспечивают надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок и специализированных площадок для крупногабаритных отходов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, обязанность по установке на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов на бетонированной или асфальтированной площадке также возложена на организации по обслуживанию жилищного фонда (пункт 3.7.1., 3.7.4.).
Исходя из положений вышеприведенных норм организация работ по оборудованию контейнерной площадки для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, расположенной в районе дома "адрес", по оборудованию дороги и площадки с твердым покрытием, пригодных для подъезда и разворота грузового транспорта для вывоза твердых бытовых отходов с этой площадки, по оборудованию площадки для сбора крупногабаритного бытового мусора в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, как о том заявлены требования, вне зависимости от места размещения контейнеров, обязанностью администрации города Барнаула не является.
Следовательно, незаконного бездействия в организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с данной контейнерной площадки администрацией города не допущено.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований, предъявленных к администрации города Барнаула. К иным лицам требования не заявлены.
С учетом установленных по делу обстоятельств доводы жалобы о нарушении порядка рассмотрения заявления, о проведении обследования контейнерной площадки в отсутствие заявителя и его представителей не могут повлечь отмену правильно принятого решения.
Вопреки утверждениям в жалобе, дело рассмотрено судом в пределах заявленных к администрации города Барнаула требований, изменения оснований и предмета иска по инициативе суда не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, сводятся к иному толкованию норм материального права, поэтому не принимаются судебной коллегией в качестве основания к отмене судебного решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 09 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Блинова В. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.