Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Голубевой И.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам В.И.Н. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
Заявление Плаксина В.В. об оспаривании действий (бездействий) Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, выразившееся в уклонении от ответа на заявление Плаксина В.В. от ...
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам предоставить ответ на заявление Плаксина В.В. от ...
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плаксин В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам.
В обоснование указал, что ... Плаксин В.В. обратился с заявлением на имя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам. В установленные законом сроки ответ не получен. Тем самым допущено нарушение части 1 статьи 9, части 1 статьи 12, пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Уклонением от ответа на его обращения нарушено его право, предусмотренное пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.
Просил суд признать незаконным бездействие Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, выразившееся в уклонении от ответа на заявление от ... , обязать его устранить нарушения его прав дачей ответа по существу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам В.И.Н. просит решение отменить, ссылаясь на то, что ответ был подготовлен и направлен простым письмом в адрес Плаксина В.В. ... по почте, о чем свидетельствует штамп исходящего письма Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам за исх. N ... Данное обстоятельство подтверждается записью в Журнале регистрации исходящих писем на обращения граждан.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам З.О.А., поддержавшую жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В силу норм Федерального закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8); обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона. Ответ на обращение по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10).
При этом, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 12 Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, выразившегося в не направлении ответа в установленные законом сроки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ... в Госкомитет Республики Башкортостан по тарифам (вх. N ... ) поступило заявление гражданина Плаксина В.В. В соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" данное заявление было рассмотрено Госкомитетом Республики Башкортостан по тарифам, ответ был подготовлен специалистом Госкомитета Республики Башкортостан по тарифам в адрес руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, в адрес гражданина Плаксина В.В. (для сведения).
Из представленных представителем Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам в суд апелляционной копий Журнала учета ответов на обращения граждан за период с ... по ... следует, что ... за исх. N ... заявление Плаксина В.В. направлено по подведомственности, однако сведений о направлении заявителю уведомления об этом не имеется.
Кроме того, представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам пояснил, что ответы направляются заявителям простыми письмами, в связи с чем отследить получение Плаксиным В.В. сопроводительного письма не представляется возможным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам не предоставил допустимых доказательств, подтверждающих направление и соответственно получение адресатом Плаксиным В.В. направленной корреспонденции.
Доводы жалобы о том, что заявителю дан ответ в установленный срок со дня регистрации его обращения, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда. По смыслу Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам В.И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.