Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием помощника прокурора УР Демидова Д.С.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Н.Е. о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года N77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,
УСТАНОВИЛ:
К.Н.Е. (далее по тексту - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики (далее по тексту - административный ответчик) о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 25 февраля 2013 года N77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - Постановление N77, оспариваемое постановление).
Свои требования административный истец мотивировала тем, что является лицом, имеющим исключительное право выкупа земельного участка с кадастровым номером 18:26:024624:29, площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу Удмуртская Республика, г. Ижевск, жилой район "Пазелы", "адрес", категории: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства (далее по тексту - земельный участок). Выкупная цена данного земельного участка напрямую зависит от удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастрового квартала 18:26:024624, утверждённого постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - Постановление N275). В результате изменения Постановления N275 оспариваемым Постановлением N77, увеличилась кадастровая стоимость и, соответственно, выкупная цена земельного участка. К.Н.Е. считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечёт незаконное изъятие её денежных средств. В связи с чем, административный истец просит суд признать Постановление N77 недействующим с момента принятия в части подпункта "б" пункта 2 об изменении цифры "365,66" на цифру "635,77", в пункте 893 раздела "Город Ижевск" приложения N2 к Постановлению N275 (л.д.3, 4).
Административный истец К.Н.Е. была своевременно извещена о времени и месте судебного заседания, но в суд не явилась, просила рассмотреть дело с участием её представителей (л.д.35).
Представитель К.Н.Е. - Б.Н.В. (доверенность 18 АБ 0598785 от 10 сентября 2015 года сроком на три года - л.д.6) в судебном заседании поддержал требования, заявленные его доверителем, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить (л.д.36, 37).
Представитель административного ответчика Правительства УР - специалист-эксперт юридического отдела Министерства имущественных отношений УР Т.А.А. (доверенность N7-196/30 от 08 декабря 2014 года сроком по 08 декабря 2015 года - л.д.43) в судебном заседании требования административного истца не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснила, что Постановление N77 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнила, что основанием принятия Постановления N77 явилось наличие в Отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков кадастровой ошибки, которая была исправлена в порядке информационного взаимодействия (л.д.41, 42).
Представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по УР и Администрации муниципального образования "Город Ижевск" были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела (л.д.21 на обороте, 24, 25), но в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не известили, представили письменные пояснения.
Руководствуясь ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по УР и Администрации г. Ижевска.
Согласно письменным пояснениям, Управление Росреестра по УР полагало требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Постановление N77 принято уполномоченным органом и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Необходимость внесения изменений в Постановление N275 была выявлена в результате информационного обмена с органами местного самоуправления (л.д.47, 48).
В своих письменных пояснениях Администрация г. Ижевска также полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа, относятся к неналоговым доходам местного бюджета. В связи с чем, удовлетворение заявленных К.Н.Е. требований негативно скажется на пополнении доходной части бюджета муниципального образования "Город Ижевск" (л.д.51, 52).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение помощника прокурора УР Д.Д.С., считающего требования административного истца подлежащими удовлетворению, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление К.Н.Е. подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно постановлению Главы местного самоуправления - мэра города Ижевска от 10 августа 1994 года N147/22 с изменениями, внесёнными в него постановлением Администрации города Ижевска от 18 февраля 2015 года N128/3, К.Н.Е. предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 18:26:024624:29, площадью 1 500 кв.м, по адресу УР, г. Ижевск, жилой район "Пазелы", "адрес" для строительства жилого дома и хозяйственных построек (л.д.8, 16).
13 августа 2015 года административный истец обратилась в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату (л.д.15).
11 сентября 2015 года подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка по цене 953 655,0 руб. (л.д.17).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), при заключении договора купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, цена таких земельных участков определяется в порядке, установленном, органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из чего на территории Удмуртской Республики принято и действует постановление Правительства УР от 17 марта 2015 года N100 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов", согласно подпункту 3 пункта 2 которого цена продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых гражданам в границах населённого пункта без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, составляет кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах суд считает, что К.Н.Е. является лицом, которое вправе обратиться в суд с административным исковым заявлениями об оспаривании Постановления N77 по правилам главы 21 КАС РФ, поскольку является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемой части Постановления N77 федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу (п.3 ч.8 ст.213 КАС РФ), суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов (далее по тексту - Правила N316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил N316).
Согласно пункту 8 Правил N316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил N316).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N215 утверждён Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчёта Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчёта Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Следовательно, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает только те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведённых работ Исполнителем был составлен Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчёт), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошёл проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчёта Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внёсшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртии утверждены Постановлением N275.
Данное постановление прошло судебную проверку, и Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашёл нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ N43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд признаёт, что Постановление N77, оспариваемое в рамках настоящего административного дела, принято Правительством УР, являющимся исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, носит нормативный характер, 27 февраля 2013 года опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР (http://www.udmurt.ru), а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 20 июня 2013 года N44 (I) и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, то есть является нормативным правовым актом, обжалование которого допускается соответствующими заинтересованными лицами по правилам главы 21 КАС РФ.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N77 в разделе "г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населённых пунктов с видом разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки" в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение N2 к Постановлению N275).
В частности, в пункте 893 по кадастровому кварталу 18:26:024624 удельный показатель "365,66" изменён на "635,77".
Действие Постановления N77 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года (л.д.7).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 29 сентября 2010 года N1800/501/10-162659, кадастровая стоимость земельного участка была установлена в размере 548 490 руб. = 1500 кв.м х 365,66 руб./кв.м (л.д.9).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 24 августа 2015 года N1800/501/15-259820, кадастровая стоимость земельного участка составила 953 655 руб. = 1500 кв.м х 635,77 руб./кв.м (л.д.10).
При таких обстоятельствах, суд признаёт, что Постановление N77 в части изменения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 18:26:024624, в котором административному истцу за плату предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 18:26:024624:29, повлекло увеличение его выкупной цены, что, безусловно, затрагивает её права и законные интересы.
Суд констатирует, что преамбула оспариваемого постановления не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых оно было принято.
Согласно пояснительной записке к проекту Постановления N77, обосновывающей необходимость принятия последнего, изменение ранее внесённых в Постановление N275 средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешённого использования "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки" в разрезе кадастровых кварталов города Ижевска произведено с целью исправления технической ошибки исполнителя работ (л.д.38-40).
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
При этом технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они вносились (п.1 ч.1 ст.28 Закона о кадастре); а кадастровой ошибкой в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения (п.2 ч.1 ст.28 Закона о кадастре).
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учёта при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления ошибки.
Суд признаёт, что данная правовая норма не содержит каких-либо исключений для кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия.
В связи с чем, ссылка представителя Правительства УР в судебном заседании и Управления Росреестра по УР в письменных возражениях на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия решения о необходимости её устранения, подлежит отклонению как не основанная на нормах действующего законодательства.
Судом установлено и не оспаривается представителями Правительства УР и Управления Росреестра по УР, что орган кадастрового учёта не принимал соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки с её описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данное решение заинтересованным лицам.
Суд констатирует, что в пояснительной записке к проекту постановления Правительства УР N77 вообще отсутствует какое-либо обоснование выявленной технической ошибки в сведениях, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чём именно состоит необходимость её исправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что представленную в материалы дела пояснительную записку нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой либо технической ошибки, поскольку она не отвечает требованиям п.5 ст.28 Закона о кадастре.
В судебном заседании представитель Правительства УР ссылалась на Отчёт Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" с учётом изменений на 12 июля 2010 года, как на основание для подготовки проекта оспариваемого постановления, а в письменных пояснениях Управления Росреестра по УР основанием тех же обстоятельств назван Отчёт Центра оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (правопреемник Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля") с учётом изменений от 25 декабря 2012 года. Между тем данные документы не могут быть приняты в качестве доказательств исправления выявленной кадастровой ошибки путём информационного взаимодействия, поскольку они не отвечают требованиям п.5 ст.28 Закона о кадастре.
Согласно пункту 11 Правил N316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года N3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчёте (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчёт кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчёта, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесённые в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года N03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику.
Причём представитель Управления Росреестра по УР в своих письменных пояснениях подтвердила применение его положений при подготовке и издании Постановления N77 (л.д.47, 48).
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года N3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ N35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах N316.
При таких обстоятельствах суд считает, что Постановлением N77 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в Постановление N275 в части удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешённого использования "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки" земель населённых пунктов в разрезе кадастрового квартала 18:26:024624 по г. Ижевску УР, в отношении которого Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которого принято решение суда о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, подлежащего выкупу административным истцом, изменён произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделён полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что Постановление N77 принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных К.Н.Е., то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ и разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое административным истцом Постановление N77 к таковым не относится.
Действие Постановления N77 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года (ч.2), что является основанием для перерасчёта за указанный период налоговых платежей, уплачиваемых за земельный участок супругом административного истца, наследником которого она является (л.д.26-34).
Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечёт нарушение прав административного истца, т.к. приведёт к уплате земельного налога в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию её денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление К.Н.Е. о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года N77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года N77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части подпункта "б" пункта 2
об изменении цифры "365,66" на цифру "635,77" в пункте 893 в разделе "Город Ижевск" приложения N2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также в ближайшем номере "Собрания законодательства Удмуртской Республики".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 09 октября 2015 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.