Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Мулярчика А.И.
судей Коваленко В.В., Жегалова Е.А.
при секретаре Г.К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 03 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 08 июня 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе К.Е.Ю в назначении досрочно страховой пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области включить в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить К.Е.Ю страховую пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснение представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области Б.С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Е.Ю обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области (далее - УПФР) о признании права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении ей пенсии на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, а именно в стаж, дающий право на назначение пенсии не был включен период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев) в должности пионервожатой в Краснозерской неполной средней школе, по тем основаниям, что должность пионервожатой Списком не предусмотрена.
Полагает, что изложенные выводы нарушают ее право на досрочную пенсию в связи с 25-летним педагогическим стажем, и спорный период ее работы подлежит включению в педагогический стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, так как законодательство, действовавшее на момент ее работы позволяло включение работы в качестве пионервожатой в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, К.Е.Ю просила признать решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным и обязать ответчика назначить ей досрочно пенсию с ДД.ММ.ГГГГ г.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно УПФР и в апелляционной жалобе его представитель - Б.С.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что на дату обращения истца за назначением пенсии действовал Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, Список и Правила от 29.10.2002 г. N781, которыми должность пионервожатой не предусмотрена. Поэтому период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой обоснованно не включены в специальный стаж.
Также, указывает, что после отмены с 01.10.1993 г. ранее действовавшего Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, от 17.12.1959 г., где предусматривалась должность пионервожатой, в дальнейшем ни в одном из действующих Списков данная должность не значилась.
При этом, апеллянт выражает несогласие с выводом суда о том, что поскольку истица начала работу в должности пионервожатой в период действия Перечня от 17.12.1959 г., то отмена этого Перечная нарушила права К.Е.Ю на досрочную трудовую пенсию по старости. Как указывает УПФР в своей апелляционной жалобе, изменение законодателем ранее установленных условий социального обеспечения граждан не повлияло на права К.Е.Ю, приобретенные в период действия Перечня от 17.12.1959 г.
После принятия Правительством РФ Постановления от 22.09.1993 г. N 953 истцу стало известно, что её работа после ДД.ММ.ГГГГ не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для К.С.Ю. создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям её пенсионного обеспечения.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N К.Е.Ю было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, ответчиком не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., когда истица работала в должности пионервожатой Краснозерской неполной средней школы.
Удовлетворяя исковые требования К.Е.Ю и включая вышеуказанный спорный период в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что истица начала работу в должности пионервожатой ДД.ММ.ГГГГ г., когда действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что весь период работы истицы в должности пионервожатой, в том числе и после ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж.
Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 вышеуказанного закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана.
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятия указанных выше Списка и Правил вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались Законом РФ от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463.
Ни один из указанных нормативных актов не предусматривал возможность включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы в должности старшей пионервожатой.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В силу п. 2 вышеуказанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Указанное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 года.
Согласно конституционно-правовому смыслу, вытекающему из Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 г. N 8-П, Определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 г. N 868-О-О, возможно сохранение права на включение в стаж соответствующей деятельности времени работы в определенных должностях и учреждениях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. Применительно к настоящему спору это означает, что периоды работы до 1 октября 1993 г. в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения с учетом законодательства и нормативных правовых актов, действовавших на 31 декабря 2001 г.
При этом стаж на соответствующих видах работ после 1 октября 1993 г. подлежит исчислению в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников и действовавшими последовательно во времени.
Таким образом, законодательство, действовавшее до 1 октября 1993 года, предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых. В то же время после 1 октября 1993 г. пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической работы, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности вожатых, пионерских вожатых.
В связи с этим, оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы К.Е.Ю в должности пионервожатой после ДД.ММ.ГГГГ у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 08 июня 2015 года отменить и постановить новое решение, которым К.Е.Ю в удовлетворении иска отказать, удовлетворив апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.