Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего: Галаевой Л.Н.,
судей: Дмитриевой Л.А., Вегелиной Е.П.,
при секретаре: Елисейкиной В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 08 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 июня 2015 года, которым постановлено
обязать администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска включить Грееву Ю.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, с 05.11.2014г.
Обязать Министерство социального развития Новосибирской области включить Грееву Ю.С. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязать мэрию г.Новосибирска предоставить Греевой Ю.С. в порядке очередности благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г.Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью 30 кв.м. за счёт субъекта Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи областного суда ДмитриевойЛ.А., объяснения Греевой Ю.С., представителя Министерства социального развития Новосибирской области -Саулиной К.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Греева Ю.С. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Новосибирской области, мэрии г. Новосибирска, администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска, в котором просила обязать администрацию Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска включить Грееву Ю.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, с 05 ноября 2014 года. Обязать Министерство социального развития Новосибирской области включить Грееву Ю.С. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, с 05 ноября 2014 года.
Обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Греевой Ю.С. на территории г.Новосибирска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 30 кв. м. в порядке очередности.
В обосновании указала, что по причине отказа от нее родителей была определена в дом ребенка N1. С 17.09.1982 года по 10.09.1985 год истец воспитывалась в Болотнинском детском доме для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Новосибирской области. С 11.10.1985 года по 30.08.1993 года она проживала и являлась воспитанницей специальной (коррекционной) школы - интернат N 181 (в настоящее время переименована в муниципальное казенное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска "Специальный (коррекционный) детский дом N6 для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья").
С 03.09.1993 года и по настоящее время она работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области " Городская клиническая больница N1" в должности санитарка-буфетчица. 15.10.2013 года она родила сына Греева Александра Антоновича, с которым проживает в общежитии по адресу: г. Новосибирск, территория Горбольницы, 2.
05 ноября 2014г. истица обратилась в администрацию Центрального округа с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но ей было отказано во включении в такой список на основании того, что она достигла возраста 23 лет.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласно Министерства социального развития Новосибирской области, в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.
Указывает, что судом неправомерно возложены обязанности на Министерство социального развития Новосибирской области, несмотря на то, что министерство после уточнения иска было указано истцом в качестве третьего лица.
Указывает также, что министерство не нарушало прав истца, поскольку в силу п. 11 ст. 2 Закона НСО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, министерство формирует свободный список на основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области лиц, указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. N331-0З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен порядок формирования списка указанных лиц. Согласно указанному Закону формирование сводного списка осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Сводный список формируется на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области. Лица включаются в список на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган.
Судом первой инстанции установлено, что Греева Ю.С., 03 марта 1977 года рождения, по причине отказа от нее родителей была определена в дом ребенка N 1.
С 17.09.1982 года по 10.09.1985 год истец воспитывалась в Болотнинском детском доме для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Новосибирской области. (л.д. 9)
С 11.10.1985 года по 30.08.1993 года она проживала и являлась воспитанницей специальной (коррекционной) школы - интернат N 181.
С 03.09.1993 года и по настоящее время она работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области " Городская клиническая больница N1" в должности санитарка-буфетчица. 15.10.2013 года она родила сына Греева Александра Антоновича, с которым проживает в общежитии по адресу: г. Новосибирск, территория Горбольницы, 2.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец обладает правом на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и включению в сводный список таких лиц, обязанность по формированию которого в силу вышеуказанных положений закона возложена на Министерство социального развития НСО в порядке очерёдности, исходя из даты включения её в сводный список Министерства социального развития НСО.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Судебной коллегией не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно возложены обязанности на Министерство социального развития Новосибирской области, несмотря на то, что министерство в уточненных исковых требованиях было указано в качестве третьего лица.
Указанное обстоятельство не может рассматриваться как основание для отмены решения суда, поскольку исковые требования первоначально были заявлены, в том числе и к Министерству социального развития Новосибирской области, от иска истец в соответствии с процессуальными требованиями закона не отказывался.
Министерство социального развития Новосибирской области не было лишено права возражать против них, даже полагая, что оно имеет статус третьего лица, и используя процессуальные права третьего лица.
Судебная коллегия также считает несостоятельной ссылку лица, подавшего апелляционную жалобу, на то, что министерство не нарушало прав истца, поскольку в силу п. 11 ст. 2 Закона НСО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей министерство формирует свободный список на основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области лиц, указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Наделяя данный довод критической оценкой, судебная коллегия исходит из того, что Министерство социального развития Новосибирской области в силу вышеуказанных положений закона несет данную обязанность, возложение которой на лицо, подавшее апелляционную жалобу, необходимо для восстановления нарушенных прав истца.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.