Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.,
судей Никитиной Г.Н.,Курановой Л.А.,
с участием прокурора Козловой М.В.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 15 сентября 2015 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Касторнова Игоря Владимировича на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 08 июля 2015 г., которым постановлено заявление начальника ФКУ ИК N8 ГУФСИН России по Новосибирской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Касторнова Игоря Владимировича удовлетворить.
Установить Касторнову Игорю Владимировичу административный надзор сроком на восемь лет, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Касторнову Игорю Владимировичу административные ограничения в виде:
обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запретить выезжать за пределы территориального образования места жительства или места пребывания без разрешения органа внутренних дел;
запретить пребывать вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в ночное время с 22.00 до 06.00.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Курановой Л.А., заключение прокурора Козловой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник ФКУ ИК N8 ГУФСИН России по Новосибирской области обратился в суд с заявлением, об установлении в отношении Касторнова И.В. административного надзора на срок 8 лет
В обоснование заявления указано, что Касторнов И.В. осужден 26 мая 2004 г. Обским районным судом Новосибирской области по ч. 4 ст. 111 УК РФ на срок 12 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Освобождается Касторнов И.В. 25 ноября 2015 г., по отбытии наказания, убывает по адресу: "адрес".
Касторнов И.В. совершил особо тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, судимость в установленном порядке не снята и не погашена.
Заявитель просил суд установить в отношении Касторнова И.В. административного надзора с административными ограничениями:
- обязания 1 раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запрета выезжать за пределы места жительства или места пребывания без разрешения органа внутренних дел;
- запретить пребывать вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в ночное время с 22.00 до 6.00.
Судом постановлено указанное выше решение.
С постановленным решением не согласился Касторнов И.В.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Калининского районного суда г. Новосибирска от 08 июля 2015 г.
В обоснование апелляционной жалобы указано на недопустимость применения положений Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" принятого после провозглашения Касторнову И.В. приговора, поскольку это противоречит положениям ст. 9 УК РФ.
Проверив, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, материалы дела,судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела суд руководствовался ч. 1 ст. 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В настоящее время порядок рассмотрения дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы предусмотрен главой 29 КАС РФ.
В соответствии сч.1 ст. 270 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 указанной нормы содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.
Из п.1 ч.3 ст. 270 Кодекса об административном судопроизводстве РФ следует, что в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения: срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (ч.1).
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Касторнов И.В. осужден 26 мая 2004 г. Обским районным судом Новосибирской области по ч. 4 ст. 111 УК РФ на срок 12 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Судом в действиях Касторнова И.В. установлен опасный рецидив преступлений.
По месту содержания Касторнов И.В. администрацией ФКУ ИК N8 ГУФСИН России по Новосибирской области характеризуется отрицательно, после освобождения следует по адресу: по адресу: "адрес".
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для установления в отношении Касторнова И.В. административного надзора сроком на 6 лет.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Касторнов И.В. освобождается из мест лишения свободы после отбытия наказания по приговору суда за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Судимость Касторнова И.В. не погашена и не снята в установленном законом порядке.
Определяя срок административного надзора, суд исходил из положений ст. п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения Касторновым И.В. преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о необходимости установить в отношении Касторнова И.В. административного надзора сроком на 8 лет правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном понимании и толковании закона.
Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений лицом, освобожденным из мест лишения свободы, оказания на указанное лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, применение к апеллянту мер административного надзора, не может расцениваться как придание обратной силы закону усиливающему назначенное приговором суда наказание, либо иным образом ухудшающим положение заявителя.
Между тем, судебная коллегия усматривает основания для изменения решения суда путем уточнения вида ограничений установленных Касторнову И.В.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Судом в отношении Касторнова И.В. установлено, в том числе, следующее ограничение - "запрещение выезда за пределы территориального образования места жительства без разрешения органа внутренних дел".
Между тем, п.4 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено административное ограничение "запрещение выезда за установленные судом пределы территории".
Исходя из буквального толкования указанной нормы, суд должен установить территорию, за пределы которой запрещен выезд лицу, в отношении которого устанавливается административный надзор. Указание судом на территориальное образование места жительства содержит неопределенность и не позволяет однозначно установить пределы территории, выезд за пределы которой Касторнову И.В. запрещен.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда первой инстанции, изложив указание на установление в отношении Касторнова И.В. административного ограничения, предусмотренного п.4 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в следующей редакции: "запретить выезд за пределы муниципального образования г. Новосибирск".
Также судебная коллегия не может согласиться с установленным судом первой инстанции в отношении Касторнова И.В. административным ограничением "запретить пребывать вне жилого помещения, являющегося местом жительства в ночное время с 22-00 до 06-00 часов", поскольку буквальное толкование указанного ограничения, подразумевает более существенное ограничение прав Кастоорнова И.В., чем это предусмотрено п.3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, поскольку указанная норма допускает также нахождение поднадзорного лица в установленное судом время в жилом или ином помещении, являющимся для указанного лица местом пребывания.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 29.06.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации":
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда первой инстанции, изложив указание на установление в отношении Касторнова И.В. административного ограничения, предусмотренного п.3 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в следующей редакции: "запретить Касторнову И.В. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Касторнова И.В., в период времени с 22-00 часов до 06-00 часов.
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса об адсинистративном судопроизводстве Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 08 июля 2015 г. оставить без изменения.
Изложить абзац третий резолютивной части решения, в следующей редакции:
"Установить Касторнову Игорю Владимировичу административные ограничения в виде:
- обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации
- запретить Касторнову И.В. выезд за пределы территории населенного пункта по месту жительства или пребывания;
- запретить Касторнову И.В. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Касторнова И.В., в период времени с 22-00 часов до 06-00 часов".
Жалобу Касторнова И.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Рытикова
Судьи Г.Н.Никитина
Л.А.Куранова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.