Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.
судей Никитиной Г.Н.,Курановой Л.А.,
с участием прокурора Козловой М.В.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 22 сентября 2015 г. административное дело по апелляционной жалобе Кожевникова Михаила Александровича на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 26 июня 2015 г., которым постановлено заявление начальника ФКУ ИК N 8 ГУФСИН России по Новосибирской области об установлении административного надзора в отношении Кожевникова Михаила Александровича, удовлетворить,
Установить Кожевникову Михаилу Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, административный надзор сроком на три года, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Кожевникову Михаилу Александровичу административные ограничения в виде: обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить выезжать за пределы места жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Курановой Л.А., заключение прокурора Козловой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник ФКУ ИК N 8 ГУФСИН России по Новосибирской области обратился в суд с заявлением, в котором просил установить административный надзор в отношении Кожевникова М.А.
В обоснование заявления указано, что Кожевников М.А. осужден 23.01.2013 Искитимским районным судом Новосибирской области по п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Начало срока 19 ноября 2012 г. Судом в действиях Кожевникова М.А. установлен рецидив преступлений.
Кожевников М.А. освобождается 18 ноября 2015 г., и убывает по адресу: "адрес"
Таким образом, Кожевников М.А. осужден за совершение тяжкого преступление при рецидиве преступлений. В период отбывания наказания 29.05.2013 Кожевников М.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Заявитель просил суд установить административный надзор в отношении Кожевникова М.А. сроком на 3 года и одновременно установить ему следующие ограничения: обязать 1 раз в месяц являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации и запретить выезжать за переделы места жительства или пребывания без разрешения ОВД.
Судом постановлено указанное выше решение.
С постановленным решением не согласился Кожевников М.А.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Калининского районного суда г. Новосибирска от 26 июня 2015 г.
В обоснование апелляционной жалобы указано на несогласие Кожевникова М.А. с постановленным решением. По мнению апеллянта, применение судом административных ограничений, усиливает назначенное Кожевникову М.А. судом наказание.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (ч.1).
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. (п.1 ч.3)
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приговором Искитимского районного суда Новосибирской области от 23.01.2013 Кожевников М.А. осужден за совершение тяжкого преступление при рецидиве преступлений. В период отбывания наказания 29.05.2013 Кожевников М.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
По месту содержания Кожевников М.А. администрацией ФКУ ИК N8 ГУФСИН России по Новосибирской области характеризуется отрицательно, после освобождения следует по адресу: по адресу: "адрес".
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для установления в отношении Кожевникова М.А. административного надзора сроком на 3 года.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Кожевников М.А. освобождается из мест лишения свободы после отбытия наказания по приговору суда за совершение тяжкого преступления при рецидиве преступлений. Судимость Кожевникова М.А. не погашена и не снята в установленном законом порядке. При этом, в период отбывания наказания 29.05.2013 Кожевников М.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания
Определяя срок административного надзора, суд исходил из положений ст. п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о необходимости установить в отношении Кожевникова М.А. административного надзора сроком на 3 года правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном понимании и толковании закона.
Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений лицом, освобожденным из мест лишения свободы, оказания на указанное лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, применение к апеллянту мер административного надзора, не может расцениваться как придание обратной силы закону, усиливающему назначенное приговором суда наказание, либо иным образом ухудшающим положение заявителя.
Между тем, судебная коллегия усматривает основания для уточнения резолютивной части решения суда путем уточнения вида ограничений установленных Кожевникову М.А.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Судом в отношении Кожевникова М.А. установлено, в том числе, следующее ограничение - "запрещение выезда за пределы места жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел".
Между тем, согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 29.06.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации":
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом, п.4 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено административное ограничение "запрещение выезда за установленные судом пределы территории".
Исходя из буквального толкования указанной нормы, суд должен установить территорию, за пределы которой запрещен выезд лицу, в отношении которого устанавливается административный надзор. Указание судом на запрет выезда за пределы места жительства или пребывания, не позволяет однозначно установить пределы территории, выезд за пределы которой Кожевникову М.А. запрещен.
Кроме того, абзац второй резолютивной части решения суда первой инстанции содержит указание на вычет срока истекшего после отбытия наказания. Между тем, положения п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, которыми руководствовался суд при определении срока административного надзора, таких требований не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда первой инстанции, изложив указание на установление в отношении Кожевникова М.А. административного ограничения, предусмотренного п.4 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в следующей редакции: "запретить выезд за пределы муниципального образования р.п. Линево, Искитимского района Новосибирской области", а также исключив из абзаца второго резолютивной части решения суда указания на вычет срока истекшего после отбытия наказания.
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 26 июня 2015 г. оставить без изменения.
Изложить абзацы второй и третий резолютивной части решения суда, в следующей редакции:
"Установить Кожевникову Михаилу Александровичу, 01.02.1988 г. рождения, административный надзор сроком на три года, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить Кожевникову Михаилу Александровичу административные ограничения в виде: обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить выезд за пределы территории муниципального образования по месту жительства или пребывания."
Жалобу Кожевникова М.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.А.Галина
Судьи Г.Н.Никитина
Л.А.Куранова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.