Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.,
судей Быковой В.Б., Курановой Л.А.,
при секретаре Низаметовой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 22сентября 2015 года дело по апелляционным жалобам Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска и представителя ШАВ - САП на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Галиной В.А., судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ШАВ обратился в суд с заявлением, просил признать незаконным действие Департамента строительства и архитектуры мэрии г.Новосибирска, выразившееся в отказе предоставления земельного участка; обязать Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска обеспечить выбор земельного участка при проведении процедур согласования места размещения складов, автостоянок, офисов путем подготовки и выдачи акта выбора земельного участка в соответствии с предложенным вариантом размещения на земельном участке площадью 29772 кв.м, расположенном в "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что 09 февраля 2015года обратился в Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска с заявлением принять решение о выборе земельного участка площадью 29772 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для строительства складов, офисов, автостоянок и принять решение для последующего предоставления в аренду.
Письмом от 19 февраля 2015 года и.о.заместителя начальника департамента - главного архитектора города ИАИ сообщила, что в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения действующего земельного законодательства о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта утрачивают силу с 01 марта 2015 года.
Установленный в соответствии с положениями действующей редакции статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением мэрии города Новосибирска о 27 октября 2010 года N3671 Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта исключает принятие решения о предварительном согласовании места размещения складов, офисов, автостоянок на основании заявления ШАВ
Отказ Департамента считает противоречащим нормам статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые действовали на момент подачи заявления (в редакции от 29.12.2014), и в соответствии с которыми Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска должен был принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Письмом от 27 февраля 2015 года Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска отказал в размещении объекта, не указав причину отказа, а лишь порекомендовав ШАВ ознакомиться с перечнем случаев предоставлении земельных участков. Считает, что у Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска отсутствовали основания для отказа ШАВ
Судом постановлено вышеуказанное решение, которым признан незаконным и необоснованным ответ Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 19 февраля 2015 года N на заявление ШАВ; на Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ШАВ путем рассмотрения его заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с требованиями Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 27 октября 2010года N3671.
С решением суда не согласились Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска и представитель ШАВ - САП
В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов жалобы указал, что в соответствии частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период спорных отношений, выбор земельного участка обеспечивает орган местного самоуправления. В статье 27 Устава города Новосибирска определена структура органов местного самоуправления.
Департамент строительства и архитектуры не входит в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска и не может быть заинтересованным лицом по указанному делу.
Фактически требования заявителя заключаются в обязании Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска осуществить выбор земельного участка в пользу конкретного лица, то есть выполнить процедуру, отличную от установленной законом процедуры торгов. Удовлетворение таких требований грубо нарушает нормы материального права.
Также указывают, что письмо Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска от 19 февраля 2015 года не является отказом в выборе земельного участка. Данным письмом заявителю предложено обратиться с заявлением в порядке статей 39.11 и 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть по своему желанию определить процедуру предоставления земельного участка либо путем проведения аукциона, в котором он может принять участие, либо без проведения торгов. Следовательно, действия Департамента не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Представитель ШАВ - САП в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, возложить на Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска обязанность обеспечить выбор земельного участка и проведение процедур согласования мест размещения складов, автостоянок, офисов путем подготовки и выдачи акта выбора земельного участка в соответствии с предложенным вариантом.
В обоснование доводов жалобы представитель заявителя указал, что удовлетворив требования ШАВ, суд некорректно сформулировал их в резолютивной части. С такой формулировкой исполнение решения суда от 15 июля 2015 года является невозможным, так как с 01 марта 2015 года положения земельного законодательства о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта утратили силу. Соответственно, подать заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта заявитель не может. Указанное, по мнению апеллянта, свидетельствует о том, что обжалуемым решением суда права заявителя восстановлены не были.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела, 09 февраля 2015 года ШАВ обратился в Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска с заявлением принять решение о выборе земельного участка площадью 29 772 кв.м, расположенного по адресу: г. Новосибирск ул.Приграничная в Первомайском районе для строительства складов, офисов, автостоянок и принять решение для последующего предоставления в аренду (л.д. 10).
Письмом от 19 февраля 2015 года исх. N и.о. заместителя начальника департамента - главного архитектора города ИАИ сообщила, что в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения действующего земельного законодательства о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта утрачивают силу с 01 марта 2015 года. Установленный в соответствии с положениями действующей редакции статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением мэрии города Новосибирска о 27 октября 2010 года N3671 Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта исключает принятие решения о предварительном согласовании места размещения складов, офисов, автостоянок на основании заявления ШАВ Заявителю предложено ознакомиться с перечнем случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов и обратиться с заявлением в порядке статьи 39.11 или статьи 39.14 Земельного кодекса РФ (л.д.8).
Признавая незаконным ответ Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 19 февраля 2015 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при его подготовке Департаментом строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска не были соблюдены положения Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27 октября 2010года N3671.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В то же время заявитель в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не освобождается от обязанности доказать факт нарушения его прав и свобод в результате принятия оспариваемых решений или совершения оспариваемых действий (бездействия).
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 29.12.2014), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, с предварительным согласованием мест размещения объекта. Процедурой, предшествующей предоставлению земельного участка, является выбор земельного участка и принятие решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор земельного участка для строительства определялся в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение положений Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением мэрии города Новосибирска от 27 октября 2010 года N3671 был утвержден Порядок подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков, раздел 4 которого посвящен предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 4.5, 4.6 указанного Порядка подготовки правовых актов Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска (далее - ГУАиГ):
в течение одного дня со дня поступления заявления осуществляет запрос кадастрового плана территории кадастрового квартала, выписок из ЕГРП и ЕГРЮЛ;
в течение пяти дней со дня поступления заявления направляет запрос в МУП г.Новосибирска "Горводоканал" о предоставлении технических условий; запрос в администрацию соответствующего района города Новосибирска о направлении акта осмотра земельного участка согласно предполагаемому месту размещения; предлагает заинтересованному лицу иные варианты размещения объекта из числа утвержденных схем расположения земельных участков в кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории;
в течение тридцати дней со дня поступления заявления обеспечивает подготовку и направляет на рассмотрение комиссии справку-обоснование, в которой указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска проектами планировки территории, наличие (отсутствие) препятствий к последующему формированию и освоению земельного участка с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории недр в ее границах.
В соответствии с пунктом 4.8 установленного Порядка подготовки правовых актов на основании заявления и представленных заинтересованным лицом документов, справки-обоснования комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска принимает решение о выборе земельного участка путем определения варианта(-ов) размещения объекта и проведения процедур согласования либо об отказе в размещении объекта.
Решение комиссии принимается не позднее 51 дня со дня поступления заявления заинтересованного лица.
При необходимости исследования дополнительных обстоятельств, ставших известными при рассмотрении вопроса комиссией, рассмотрение заявления, обращения исполнительного органа государственной власти продлевается на срок не более двух месяцев со дня принятия решения.
Пунктами 4.12 и 4.13 Порядка подготовки правовых актов установлено, что после принятия комиссией решения о выборе земельного участка Департамент совместно с Департаментом информационной политики мэрии города Новосибирска в течение десяти рабочих дней осуществляет опубликование в "Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска" и размещает на официальном сайте города Новосибирска принятое решение комиссии о выборе земельного участка, информируя население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Акт о выборе земельного участка подписывается начальником департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска по истечении 30 календарных дней с даты опубликования решения комиссии о выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения действующего земельного законодательства о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта утратили силу с 01 марта 2015 года (статьи 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что заявление ШАВ о выборе земельного участка поступило в Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска 09февраля 2015 года, рассмотрение вопроса о выборе земельного участка в рамках установленной вышеуказанным Порядком процедуры до 01 марта 2015 года не представлялось возможным, а после 01 марта 2015 года возможность предоставления земельного участка в аренду для строительства складов, офисов и автостоянок с предварительным согласованием была утрачена в связи с изменением законодательства.
В предложенных обстоятельствах Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска в оспариваемом ответе обоснованно предложил ШАВ обратиться с заявлением в порядке статей 39.11 или 39.14 Земельного кодекса РФ, избрав способ, позволяющий реализовать право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с законодательством, действующим на момент рассмотрения его заявления уполномоченным органом.
При этом оспариваемый ответ по существу действием, выразившемся в отказе предоставления земельного участка (как указано в заявлении) не являлся.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Решение суда первой инстанции постановлено без учета указанных разъяснений.
Принимая во внимание, что предусмотренная законом процедура согласования и публичного информирования исключала возможность предоставления земельного участка ШАВ в порядке, действующем до 01 марта 2015 года, судебная коллегия полагает, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ШАВ не представил доказательств того, что ответом Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 19февраля 2015 года N нарушены его права и свободы.
При этом, судебная коллегия отмечает, что заявитель не лишен возможности реализовать свои права и законные интересы, связанные с получением в аренду земельного участка для строительства складов, офисов и автостоянок с соблюдением установленного законом порядка.
Согласно разъяснениям пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
Постанавливая обжалуемое решение суд пришел к выводу о том, что на Департамент строительства и архитектуры мэрии г.Новосибирска должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ШАВ путем рассмотрения его заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с требованиями Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 27 октября 2010 года N 3671.
Данный вывод суда первой инстанции являются незаконным, так как основан на неправильном применении правовых норм.
В соответствии с Порядком подготовки правовых актов мэрии г.Новосибирска о предоставлении земельных участков, утвержденным постановлением мэрии г. Новосибирска от 27 октября 2010 года N 3671, и Положением о комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г.Новосибирска, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 04 февраля 2013 года N907, органом, уполномоченным рассматривать заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании размещения объекта, является постоянно действующий коллегиальный орган мэрии города Новосибирска - комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска.
На основании изложенного обязанность по рассмотрению заявления ШАВ не могла быть возложена на Департамент строительства и архитектуры мэрии г.Новосибирска.
В силу пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 июля 2015 года отменить, удовлетворив апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ШАВ отказать.
Апелляционную жалобу представителя ШАВ - САП оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.