Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.,
судей Никитиной Г.Н., Курановой Л.А.,
при секретаре Низаметовой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 22сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Галиной В.А., объяснения представителя заявителя ЛВЛ - адвоката ДНС, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ЛВЛ обратился в суд с заявлением, просил признать незаконными действия начальника отдела пособий и социальных выплат Центрального района города Новосибирска МНГ и обязать последнего произвести действия по начислению субсидии на жилищно-коммунальные услуги.
В обоснование своих требований ЛВЛ указал, что 19 мая 2014года обратился в отдел пособий и социальных выплат Центрального района города Новосибирска с заявлением о начислении субсидии на жилищно-коммунальные услуги. Однако, мотивированный ответ на свое заявление не получил, субсидия также не была начислена. В силу того, что заявитель является малоимущим, такие действия нарушают его права и законные интересы.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которым заявление ЛВЛ об оспаривании неправомерных действий начальника Отдела пособий и социальных выплат Центрального района города Новосибирска МНГ удовлетворено;
признано незаконным решение начальника Отдела пособий и социальных выплат Центрального района города Новосибирска МНГ., выраженное в ответе от 19 мая 2014 года N 371 об отказе в предоставлении ЛВЛ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
на начальника Отдела пособий и социальных выплат Центрального района города Новосибирска возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ЛВЛ и произвести действия по рассмотрению в порядке, установленном Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N от 14 декабря 2005 года (с изменениями и дополнениями) заявление ЛВЛ о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С решением не согласился Отдел пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, в апелляционной жалобе его руководитель просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В обоснование доводов жалобы указано, что ЛВЛ отказался получить ответ Отдела на заявление, о чем составлен акт от 21 мая 2014 года. Информацией, изложенной в акте, подтверждается, что заявителю было известно об отказе в предоставлении субсидии 21 мая 2014 года. Кроме того, отказ в предоставлении субсидии в адрес ЛВЛ направлен Почтой России, о чем соответствует запись в журнале исходящей корреспонденции Отдела от 19 мая 2014 года N371, об отправке отказа заявитель был оповещен и по телефону.
Поскольку ЛВЛ документально не подтверждено отсутствие доходов, сведения являются неполными. Неполное предоставление сведений является основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии (п. 14 Порядка, п.13 Административного регламента). Документы, подтверждающие доходы, ЛВЛ не представлены.
Указывают, что отказ отдела в предоставлении субсидии не лишает заявителя права на повторное обращение в отдел с заявлением и полным комплектом документов.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 6, 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1).
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 6).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В силу подпункта "г" пункта 8 Правил среди прочих граждане обязаны предоставить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЛВЛ в установленном порядке признан малоимущим, о чем Отделом социальной поддержки населения администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска ему была выдана справка от 11февраля 2014 года N 40-14 (л.д.3).
Аналогичная справка N оформлена ЛВЛ 17 марта 2015года (л.д.68).
19 мая 2014 года ЛВЛ обратился в отдел пособий и социальных выплат Центрального района города Новосибирска с заявлением о назначении субсидии, представил пакет документов.
Факт обращения ЛВЛ подтверждается заявлением от 19 мая 2014 года, из которого следует, что заявитель просил предоставить ему субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на состав семьи 1 человек, с наличием льгот донора крови (л.д. 17).
Из ответа начальника отдела пособий и социальных выплат Центрального района города Новосибирска МНГ от 19 мая 2014года N следует, что ЛВЛ отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку представленные последним документы не подтверждают в полной мере наличие доходов (или их отсутствие) для исчисления совокупного дохода семьи в соответствии с пунктами 32, 34 Постановления правительства Российской Федерации от 14декабря 2005 года N "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (л.д.4).
Признавая незаконным решение начальника отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, выраженное в ответе от 19 мая 2014 года N об отказе в предоставлении ЛВЛ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом всех представленных документов заявление ЛВЛ не было рассмотрено в установленном порядке, в связи с чем были нарушены его права.
При этом суд пришел к выводу о том, что уполномоченный орган в рамках предоставленных полномочий не проверил полноту и достоверность представленных документов, не поставил ЛВЛ в известность о необходимости предоставления полного пакета документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил предоставления, однако, в последствии, не только принял дополнительные документы, но при наличии решения об отказе в предоставлении субсидии, направил пакет документов ЛВЛ в Министерство социального развития Новосибирской области для решения вопроса о предоставлении субсидии.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ Отдела пособий и социальных выплат Центрального района г.Новосибирска в предоставлении субсидии является преждевременным и необоснованным.
Как следует из материалов дела, ЛВЛ, обратившись в Отдел пособий и социальных выплат с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представил договор передачи в собственность граждан жилого помещения, удостоверение "Почетный донор России", паспорт гражданина Российской Федерации.
В уточнении к отзыву на исковое заявление представитель Отдела пособий и социальных выплат указал, что по требованию ЛВЛ была распечатана справка о выплаченных пособиях от 19 мая 2014 года N и приложена к заявлению. В справке отражена полученная им ежегодная денежная выплата по категории Почетный донор России.
Таким образом, ЛВЛ представил сведения о своих доходах.
21 мая 2014 года ЛВЛ представил в отдел выписку из домовой книги от 20 мая 2014 года и заявление о наличие решения суда о восстановлении на работе. Позже ЛВЛ были представлены выписка и расширенная выписка из лицевого счета от 22 мая 2014 года.
Согласно пункту 10 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил не допускается.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что ЛВЛ в установленном порядке подал заявление на предоставлении субсидии, представил документы, достаточные для исчисления совокупного дохода семьи в соответствии с пунктами 32, 34 Постановления правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Утверждение представителя Отдела пособий и социальных выплат Центрального района города Новосибирска о том, что сведения о доходах ЛВЛ, указанные в справке о выплаченных пособиях от 19 мая 2014года N 71, являются неполными в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашло, заинтересованное лицо допустимых доказательств в обоснование данного довода не представил.
Кроме того, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку в силу пункта 11 упомянутых Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Указанным правом Отдел пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска не воспользовался, свое суждение о неполноте предоставленных сведений о доходах не проверил, предположение органа местного самоуправления о недостоверности представленных сведений не могло стать причиной отказа ЛВЛ в предоставлении субсидии.
Не может согласиться судебная коллегия с доводом апеллянта и в части пропуска срока обжалования решения Отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска.
Как правильно указал судья районного суда, бесспорных доказательств отказа ЛВЛ получить ответ на его заявление от 19 мая 2014 года, не представлено. При этом, указание на отправление ответа от 19 мая 2014 года в журнале исходящей корреспонденции в отсутствие почтового реестра не является достоверным доказательством направления корреспонденции в адрес заявителя. Факт получения оспариваемого решения в ходе судебного разбирательства также своего подтверждения не нашел.
Располагая сведениями о направлением документов в экспертную комиссию Министерства социального развития Новосибирской области, заявитель вправе был рассчитывать на рассмотрение его заявления в установленном порядке, в связи с чем начало течения срока обжалования ответа Отдела правильно определено судом первой инстанции датой получения выписки из протокола экспертной комиссии 22 августа 2014 года.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.