Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.,
судей Быковой В.Б., Курановой Л.А.,
при секретаре Низаметовой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 22сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Территориального общественного самоуправления "Микрорайон Южный г. Бердска Новосибирской области" на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 29 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Галиной В.А., объяснения представителя заявителя Елисеева С.В., судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Территориальное общественное самоуправление "Микрорайон Южный г. Бердска Новосибирской области" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Бердска в предоставлении бесплатно помещения в здании, расположенном по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. М. Горького, 7, в выходные дни для осуществления уставной деятельности и проведения собрания членов данного территориального общественного самоуправления.
В обоснование заявления указано, что Совет ТОС "Микрорайон Южный города Бердска Новосибирской области" обратился к администрации города Бердска о предоставлении конференц-зала, находящегося на балансе администрации, в чем заявителю было отказано. Между тем, администрации города Бердска, как орган местного самоуправления, обязана предоставлять бесплатно помещения в зданиях, относящихся к муниципальной собственности, территориальным общественным самоуправлениям, созданным на территории муниципального образования, в силу положений статей 3, 18, 31, 44, 46, 130, 133 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении заявления отказано.
С решением суда не согласилось Территориальное общественное самоуправление "Микрорайон Южный г. Бердска Новосибирской области", в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении требования заявителя.
В обоснование доводов жалобы указано, что решение постановлено с нарушением норм материального права, без учета положения статьи 33 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, в котором указано, что государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальные общественные самоуправления не являются органами местного самоуправления, а представляют собой одну из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Как следует из материалов дела 14 октября 2014 года Территориальное общественное самоуправление "Микрорайон Южный г. Бердска Новосибирской области" обратилось в МКУ "Управление образования и молодежной политики" с заявлением о предоставлении конференц-зала в здании Советов по адресу ул.М. Горького, 7 для проведения собрания 13декабря 2014 года с 12 до 14часов.
Согласно ответа директора МКУ "Управление образования и молодежной политики" г.Бердска от 22 октября 2014 N 1011а, проведение собрания 13 декабря 2014 не представляется возможным, поскольку день выпадает на субботу. В МКУ "Управление образования и молодежной политики" (расположенном по указанному адресу) установлена 5-дневная рабочая неделя. Актовый зал МКУ "Управление образования и молодежной политики" используется для проведения мероприятий, связанных с образованием.
13 ноября 2014 года ТОС "Микрорайон Южный г. Бердска Новосибирской области" обратилось к мэру г.Бердска с ходатайством о предоставлении конференц-зала в здании, расположенном по ул.М.Горького, 7 для проведения собраний два раза в месяц, первую и третью субботу с 12:00 до 14:00.
12 декабря 2014 года исполняющим обязанности Главы города Бердска в адрес Елисеева С.В. дан ответ N 1171/14-1 о том, что на аналогичный запрос ответ давался ранее МКУ "Управление образования и молодежной политики".
Отказывая Территориальному общественному самоуправлению "Микрорайон Южный г. Бердска Новосибирской области" в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий администрации г. Бердска.
При этом, суд исходил из того, что каким-либо законодательным актом Российской Федерации на органы местного самоуправления не возложена обязанность предоставлять бесплатно помещения, находящиеся в муниципальной собственности, территориальным общественным самоуправлениям для осуществления уставной или иной деятельности.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на законе.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Норма статьи 33 Федерального закона от 06октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Вместе с тем, указанной нормой, как и положениями Конституции Российской Федерации, на которые ссылается апеллянт, на органы местного самоуправления не возложена обязанность предоставления бесплатно в пользование помещений, являющихся муниципальной собственностью.
Решением Совета депутатов г. Бердска третьего созыва от 26 апреля 2012 года N172 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Бердске.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 7 указанного Положения инициативная группа в целях учреждения территориального общественного самоуправления вправе обратиться в органы местного самоуправления муниципального образования города Бердска с просьбой о содействии в проведении собрания, конференции граждан (собрания делегатов), предоставлении помещений для проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов), информировании населения о времени и месте проведения указанных действий. При этом расходы по проведению собраний по избранию делегатов конференции граждан (собрания граждан), проведению собрания, конференции граждан (собрания делегатов) в целях учреждения территориального общественного самоуправления, изготовлению и рассылке документов, регистрации устава территориального общественного самоуправления несут члены инициативной группы.
Статьей 16 Положения определено, что расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания, конференции граждан (собрания делегатов), проводимых по инициативе Совета депутатов и Главы города Бердска, производятся за счет средств бюджета г. Бердска. При этом, расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания, конференции граждан (собрания делегатов), проводимых по инициативе граждан, производятся за счет граждан и иных источников в соответствии с действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15.09.2015) обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В то же время заявитель в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не освобождается от обязанности доказать факт нарушения его прав и свобод в результате принятия оспариваемых решений или совершения оспариваемых действий (бездействия).
Поскольку заявитель не представил доказательства нарушения его права на предоставление в безвозмездное пользование истребуемого муниципального помещения, обязанность по предоставлению которого на орган местного самоуправления действующим законодательством не возложена, судебная коллегия полагает, что судья районного суда обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что понуждение администрации города Бердска к совершению действий по распоряжению муниципальным имуществом, будет являться ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное управление муниципальной собственностью в пределах предоставленных законодательством полномочий.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, судом апелляционной инстанции предусмотренных законом оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 29июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального общественного самоуправления "Микрорайон Южный г. Бердска Новосибирской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.