Судья Новосибирского областного суда Галина В.А.,
при секретаре Белобородовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" на решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 6 августа 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Усть-Таркского района Новосибирской области по пожарному надзору майора внутренней службы Шушканова В.В. от 08 июня 2015 года N24 МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" обжаловало его в соответствии со статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Татарский районный суд Новосибирской области.
Решением судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 06 августа 2015 года постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, уменьшен размер наказания в виде административного штрафа до 75000 рублей, жалоба МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" удовлетворена частично.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представитель МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" просит решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указал, что МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" является некоммерческим общеобразовательным учреждением. Финансирование учреждения осуществляется учредителем. При отсутствии необходимых финансовых средств у учреждения нет возможности провести установку системы пожарной сигнализации и ремонт.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994года N69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
В силу части 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008
N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с пунктом 31 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации", утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года N 645, руководитель учреждения должен пройти обучение по техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно правовых актов регламентирующих пожарную безопасность.
Согласно пункту 7.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" помещения различные по классу функциональности пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости.
Как следует из материалов дела, 27 мая 2015 года в 11 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности на объекте здания Новосилишинской средней школы МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" и здания Новосилишинского детского сада МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа", расположенных по адресам Новосибирская область, Усть-Таркский район с.Новосилиш ул. Центральная, д. 2 и д. 23 соответственно, выявлено нарушение требований пожарной безопасности.
Система пожарной сигнализации, установленная в зданиях Новосилишинского детского сада и Новосилишинской средней школы, не обеспечивает дублирование подачи светового и звукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации. Руководитель учреждения не прошла обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожаров в учреждении, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожаров, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Помещения для круглосуточного проживания преподавателей и помещения для проведения общеобразовательной деятельности здания МБОУ "Новосилишинская общеобразовательная школа, различны по классам функциональности пожарной опасности, не разделены между собой ограждающими конструкциями, противопожарными преградами.
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что бездействия МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа", выразившиеся в нарушении требований законодательства в сфере пожарной безопасности правильно квалифицированы должностным лицом в соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что вина МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" в совершении вменяемого административного правонарушения установлена совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе: протоколами об административных правонарушениях от 27 мая 2015 года N46, 47, 48, составленными государственным инспектором Усть-Таркского района по пожарному надзору; актом проверки от 27 мая 2015 года; предписанием от 27 мая 2015года N56/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара МБОУ "Новосилишинской средней общеобразовательной школе"; Уставом МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа".
Представленным доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, и юридическое лицо не вправе ссылаться на финансовые затруднения как на оправдание нарушения требований пожарной безопасности.
Недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности юридического лица независимо от его организационно-правовой формы.
Из плана финансовой хозяйственной деятельности МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" на 2015 год, 2016-2017 усматривается, что по бюджетной классификации заложены "данные изъяты" на работы, услуги по содержанию имущества, предусмотрена выплата субсидии в "данные изъяты" на содержание имущества.
Кроме того, из пункта 2.8 Устава МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" следует, что учреждение может, в том числе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, приносящую доход. Таким образом, доходная часть МБОУ формируется не только из средств бюджета, но и из иных средств.
Нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" не может быть освобождено от административной ответственности, в том числе в связи с отсутствием финансирования.
Кроме того, применив положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, учитывая, имущественное и финансовое положение, что МБОУ является образовательным учреждением, пользуется имуществом на праве оперативного управления, уменьшил минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи, до 75000 рублей.
Оснований для снижения в большем размере суммы установленного судьей районного суда штрафа, не усматриваю.
Постановление о привлечении МБОУ "Новосилишинская средняя общеобразовательная школа" вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления и решения судьи, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Татарского районного суда Новосибирской области от 06 августа 2015 года оставить без изменения, жалобу МБОУ "Новосилищинская средняя общеобразовательная школа" - без удовлетворения.
Судья В.А.Галина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.