Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи- Сарбашева В.Б.
судей - Имансакиповой А.О., Кокшаровой Е.А.
при секретаре - Абашкиной А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО " "адрес"" ФИО1 на решение Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от "дата", которым
заявленные требования администрации муниципального образования " "адрес"" о признании незаконным бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения "адрес" Республики Алтай, выразившегося в непередаче в собственность муниципального образования " "адрес"" Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес";
обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения "адрес" Республики Алтай устранить нарушения путем передачи в собственность муниципального образования " "адрес"" Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес", оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО " "адрес"" Республики Алтай обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения "адрес" Республики Алтай, выразившегося в непередаче в собственность муниципального образования " "адрес"" Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", и обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения "адрес" Республики Алтай устранить нарушения путем передачи в собственность муниципального образования " "адрес"" Республики Алтай данных жилых помещений.
Заявленные требования мотивированы тем, что с "дата" в соответствии новой редакцией чч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от "дата" N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством возложено на органы местного самоуправления муниципального района. МО " "адрес"" в лице исполнительно-распорядительного органа - администрации МО " "адрес"" обладает указанным полномочием на территории всех сельских поселений района.
Определением суда от "дата" производство по данному делу было прекращено в части требований о признании бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения в непередаче в собственность МО " "адрес"" жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения устранить нарушения путем передачи в собственность МО " "адрес"" жилого помещения по адресу: "адрес", в связи с отказом заявителя от данных требований.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель администрации МО " "адрес"" ФИО1 В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не был учтен принцип разделения властей, закрепленный в статье 10 Конституции РФ. В силу ст. 2 Закона Республики Алтай "о порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в "адрес"" согласование перечней имущества осуществляет орган, наделенный полномочиями по передаче или принятию имущества, а администрация МО " "адрес"" такими полномочиями не обладает. Бездействие Чендекского сельского поселения, выразившееся в не передаче в собственность муниципального района жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, нарушает право администрации МО " "адрес"" по решению вопросов местного значения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Совета депутатов МО "Чедекское сельское поселение" ФИО4, возражавшую по доводам апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд не учел, что в силу установленных судом обстоятельств, в порядке главы 25 ГПК РФ не может быть рассмотрен вопрос о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 ФЗ от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До "дата" в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от "дата" N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что заявленные администрацией МО " "адрес"" требования о признании неправомерным бездействия Совета депутатов "адрес" по передаче в муниципальную собственность МО " "адрес"" муниципального имущества и возложении на Совет депутатов МО "Чендекское поселение" обязанности по передаче муниципального имущества (предмета спора) в муниципальную собственность МО " "адрес"" по существу является спором о праве собственности на имущество, в отношении которого, в связи с разграничением полномочий, ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования.
Таким образом, в данном случае имеет место спор о праве, который не может быть разрешен в рамках дела, возникшего из публичных правоотношений, в связи с чем, спор подлежит рассмотрению в исковом порядке.
Согласно ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Учитывая, что в данном случае имеется спор о праве, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. ст. 128, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу о том, что решение Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от "дата" подлежит отмене, производство по делу прекращению.
Руководствуясь положениями ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от "дата" отменить.
Производство по делу по заявлению администрации муниципального образования " "адрес"" о признании незаконным бездействия Совета депутатов Чендекского сельского поселения "адрес" Республики Алтай, выразившегося в непередаче в собственность муниципального образования " "адрес"" Республики Алтай жилых помещений, обязании Совета депутатов Чендекского сельского поселения "адрес" Республики Алтай устранить нарушения путем передачи в собственность муниципального образования " "адрес"" Республики Алтай жилых помещений, занятых гражданами по договорам социального найма, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес" - прекратить.
Председательствующий судья
В.Б. Сарбашев
Судьи
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.