Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Сударьковой Е.В., Мирончика И.С.,
при секретаре: Становой У.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края и администрации Сухобузимского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе главы администрации Сухобузимского сельсовета Кареповой Н.К.,
на решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 19 февраля 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, выразившееся в неисполнении пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.11, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Обязать администрацию Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края в срок не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п.п. 1.1, 1.2., 1.4, 1.5., 1.11, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест": - организовать рациональную систему сбора, временного хранения и регулярного вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных домов с. Сухобузимское, п. Бузим, д. Толстомысово Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, путем разработки Генеральной схемы очистки населенных пунктов с. Сухобузимское, п. Бузим, д. Толстомысово и направления ее на утверждение в установленном порядке в Сухобузимский сельский Совет депутатов и на согласование в орган, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю по адресу: г. Красноярск, ул. Каратанова, 21;
- организовать планово-регулярную или заявочную систему, или талонную систему очистки жидких отходов специализированным транспортом от неканализованных домов с. Сухобузимское, п. Бузим, д. Толстомысово Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края.
Обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края в срок не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест": организовать обеспечение обезвреживания жидких, бытовых отходов от неканализованных домов с. Сухобузимское, п. Бузим, д, Толстомысово на специально отведенных участках или сооружениях по обезвреживанию и переработке".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края и администрации Сухобузимского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства.
Требования мотивированы тем, что при проведении истцом мероприятий по надзору в отношении администрации Сухобузимского сельсовета были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, установленных СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно: отсутствует Генеральная схема очистки населенных пунктов Сухобузимского сельсовета, утвержденная в установленном порядке (решением Сухобузимского сельсовета Совета депутатов) (п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88); не организована рациональная система сбора, временного хранения, регулярного вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета (п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88); отсутствует планово-регулярная или заявочная система очистки жидких отходов транспортными предприятиями Сухобузимского сельсовета или ведомственным специальным автотранспортом аналогичного предназначения от неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета (п. 1.4. СанПиН 42- 128-4690-88); удаление жидких отходов от неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета осуществляется методом "самовывоза" непосредственно жителями на несанкционированные свалки Сухобузимского района, то есть на не предназначенные для этого места (п. 1.11, п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88); обезвреживание жидких бытовых отходов на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке от неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета, в том числе с. Сухобузимское не осуществляется (п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88). В декабре 2013 года администрация Сухобузимского сельсовета была привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа. Заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю ответчику администрации Сухобузимского сельсовета было выдано предписание от 27.12.2013 года N 5968/з со сроком устранения указанных нарушений санитарного законодательства до 01.07.2014 года. В указанный срок предписание не исполнено, в связи с чем, в отношении ответчика администрации Сухобузимского сельсовета было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении N 4455 от 02.09.2014 года, который направлен на рассмотрение по подведомственности в мировой суд. Ненадлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с территории населенных пунктов с.Сухобузимское, п. Бузим, д. Воробино, д. Толстомысово, способствует выплоду синантропных членистоногих, грызунов, а также загрязнению почвы и проникновению химических, биологических загрязнений в подземные воды, что приводит к ухудшению качества питьевой воды, используемой населением указанных населенных пунктов. Несоблюдение санитарного законодательства ответчиком, непринятие соответствующих мер по устранению нарушений создает угрозу здоровью и жизни человека, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.
Просили признать незаконным бездействия администрации Сухобузимского сельсовета, выразившегося в неисполнении пунктов 1.1., 1.2, 1.4, 1.11, 3.1. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", возложить на администрацию Сухобузимского сельсовета в срок не позднее 1 года с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу: устранить нарушения пунктов 1.1, 1.2, 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" - организовать рациональную систему сбора, временного хранения и регулярного вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных домов с. Сухобузимское, п. Бузим, д. Толстомысово Сухобузимского района Красноярского края, путем разработки Генеральной схемы очистки населенных пунктов с. Сухобузимское, п. Бузим, д. Толстомысово и направления ей на утверждение в установленном порядке в Сухобузимский сельский Совет депутатов и на согласование в орган, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю по адресу: г. Красноярск, ул. Каратанова, 21; устранить нарушения пунктов 1.5, 1.11, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" - организовать планово-регулярную или заявочную систему, или талонную систему очистки жидких отходов специализированным транспортом от неканализованных домов с.Сухобузимское, п.Бузим, д.Толстомысово Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края; возложении на ответчика администрацию Сухобузимского района Красноярского края в срок не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест": организовать обеспечение обезвреживания жидких бытовых отходов от неканализованных домов с.Сухобузимское, п.Бузим, д.Толстомысово на специально отведенных участках или сооружениях по обезвреживанию и переработке.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Сухобузимского сельсовета Карепова Н.К. просит решение суда отменить. Указывает на то, что, возложение обязанности на администрацию Сухобузимского сельсовета разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов с.Сухобузимское, п.Бузим, д.Толстомысово нецелесообразно, потому как такая схема уже разработана для всех населенных пунктов Сухобузимского района. Кроме того полагает, что деятельность по удалению отходов не относится к компетенции администрации сельсовета, как органу местного самоуправления, а относится к организациям, осуществляющим непосредственно деятельность по сбору, переработке и иному обращению с отходами производства и потребления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив приведенные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г.
В силу п. 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 18.02.2005 года N 13-3037 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований", Сухобузимский сельсовет является муниципальным образованием, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Сухобузимское (административный центр), поселок Бузим, деревня Толстомысово.
Согласно п.п. 18, 20 ст. 7 Устава Сухобузимского сельсовета к вопросам местного значения Сухобузимского сельсовета относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение генеральных планов поселения.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю мероприятий по надзору в отношении администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района были установлены нарушения требований санитарного законодательства, установленные СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в связи с чем в декабре 2013 года было проведено административное расследование, и ответчик 27.01.2014 года был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа по ст. 6.3 КоАП РФ.
Заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю ответчику администрации Сухобузимского сельсовета было выдано предписание от 27.12.2013 года N 5968/з об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до 01.07.2014 года, а именно требований п.п.1.2, 1.4. СанПиН 42-128-4690-88 в части разработки, утверждения решением Сухобузимского сельсовета и согласования с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, генеральной схемы очистки населенных пунктов Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края; требований п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 в части организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза жидких бытовых отходов от неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета Красноярского края; требований п. 1.4. СанПиН 42-128-4690-88 в части организации планово-регулярной или заявочной системы очистки жидких отходов от неканализованных домов транспортными предприятиями Сухобузимского сельсовета Красноярского края или ведомственным специальным автотранспортом аналогичного предназначения от неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета Красноярского края; требований п. 1.11, п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 в части удаления жидких отходов от неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета Красноярского края на специально отведенные участки или специальные сооружения по обеззараживанию и переработке твердых и жидких бытовых отходов; требований п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 в части организации обезвреживания жидких бытовых отходов на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке от неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета Красноярского края.
В указанный срок предписание от 27.12.2013 года ответчиком не было исполнено.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 124 в Сухобузимском районе от 26.09.2014 года администрация Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа 10000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Согласно экспертному заключению N 7915 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае", система организации и сбора, временного хранения, регулярности вывоза, обеззараживания и утилизации жидких отходов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета Красноярского края, в том числе с.Сухобузимское Красноярского края, не соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частей 1 и 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.11, 3.1. СанПиН 42-128-4690-88, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организовать рациональную систему сбора, временного хранения, регулярного вывоза жидких бытовых отходов о неканализованных домов с.Сухобузимское, п.Бузим, д.Толстомысово путем разработки Генеральной схемы очистки населенных пунктов с.Сухобузимское, п.Бузим, д.Толстомысово и направления ее на утверждение в установленном порядке в Сухобузимский сельсовет депутатов и на согласование в государственный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор, а также организовать планово-регулярную или заявочную систему, или талонную систему очистки жидких отходов специализированным транспортом от неканализованных домов, обязана администрация Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края.
При этом суд исходил из того, что указанные нарушения санитарного законодательства ответчиком приводят к несанкционированному складированию гражданами жидких бытовых отходов, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Сухобузимского сельсовета на благоприятную окружающую среду, что создает угрозу загрязнения почвы и воды, и как следствие возникновение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.
Судом первой инстанции также обоснованно была возложена обязанность на администрацию Сухобузимского района Красноярского края устранить нарушения п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 и организовать обеспечение обезвреживания жидких бытовых отходов от неканализованных домов с.Сухобузимское, п.Бузим, д.Толстомысово на специально отведенных участках или сооружениях по обезвреживанию и переработке.
В соответствии положений ст. 206 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно установил срок для устранений нарушений санитарного законодательства - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правильными, основанными на исследованных доказательствах, которым была дана соответствующая правовая оценка, они в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, сомнений у судебной коллегии не вызывают. Выводы суда о том, что несоблюдение установленных законодательством требований, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, при которых жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу, являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что целесообразности в разработке Генеральной схемы очистки населенных пунктов с.Сухобузимское, п.Бузим, д.Толстомысово не имеется ввиду наличия разработанной схемы для всех населенных пунктов Сухобузимского района, являются необоснованными, поскольку не содержат Генеральной схемы очистки от жидких бытовых отходов неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация Сухобузимского сельсовета, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями при решении вопросов местного значения, в том числе и по разработке и подготовке Генеральной схемы очистки от жидких бытовых отходов неканализованных домов населенных пунктов Сухобузимского сельсовета, а также по вопросам организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с положениями ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 19 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Сухобузимского сельсовета Кареповой Н.К. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.