Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Сударьковой Е.В., Мирончика И.С.,
с участием прокурора: Назаркина В.П.,
при секретаре: Становой У.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по заявлению избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России об отмене регистрации кандидата на должность главы Муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Маркелова ФИО15,
по апелляционной жалобе Маркелова ФИО16,
на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Заявление избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Маркелова ФИО17 удовлетворить.
Отменить регистрацию Маркелова ФИО18 в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Жеблахтинский сельсовет, выдвинутого избирательным объединением Ермаковского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", по вновь открывшимся обстоятельствам".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России обратилось в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы Муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Маркелова А.В.
Требования мотивированы тем, что 02.08.2015 года избирательная комиссия муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Ермаковского района Красноярского края приняла решение N 5/27 о регистрации кандидатом на должность главы Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края Маркелова Андрея Васильевича. Заявитель считает, что указанное решение избирательной комиссии в отношении кандидата Маркелова А.В. от 02.08.2015 г. N 5/27 незаконно, в связи с чем, данное решение подлежит отмене, так как в нарушении действующего законодательства РФ кандидат на должность главы Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края Маркелов Андрей Васильевич выдвинут местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" в Ермаковском районе Красноярского края и зарегистрирован избирательной комиссией муниципального образования в качестве кандидата на должность. Однако Маркелов А.В. с 20.11.2009 г. по настоящее время является членом партии ЛДПР (Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России).
В связи с этим, заявитель просил отменить Решение избирательной комиссии муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Ермаковского района Красноярского края от 02.08.2015 года N 5/27 о регистрации кандидатом на должность главы Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края Маркелова А.В.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Маркелов А.В. просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России не могло обратиться в суд с настоящим заявлением, поскольку п. 7 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ" предусмотрен перечень лиц, по чьему заявлению может быть отменена судом регистрации кандидата. Кроме того, в уставе партии ЛДПР порядок прекращения членства в партии не предусмотрен, и его членство в партии должно быть прекращено с момента вступления в партию "Единая Россия".
В возражениях на апелляционную жалобу и.о.прокурор прокуратуры Ермаковского района - заместитель прокурора района Морозова Э.Н. просит оставить апелляционную жалобу кандидата на должность главы муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Маркелова А.В. без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: прокурор Назаркин В.П., представитель Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Зверев М.И., остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, выслушав представителя Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Зверева М.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда незаконным и необоснованным, в связи с тем, что заявитель не был наделен полномочиями на обращение с заявлением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене и производство по делу подлежит прекращению в силу следующих оснований.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 22-ФЗ от 08.03.2015 года "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона N 22-ФЗ от 08.03.2015 года "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Разрешая требования избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России об отмене регистрации кандидата на должность главы Муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Маркелова А.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выдвижение избирательным объединением Ермаковского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Маркелова А.В., состоящего членом политической партии ЛДПР, является незаконным и влечет отмену регистрации Маркелова А.В. в качестве кандидата на вышеуказанную должность, поскольку его регистрация проведена в нарушение требований закона и подлежит отмене по вновь открывшимся обстоятельствам.
Между тем, судебная коллегия считает, что решение суда не может являться законным и обоснованным, поскольку рассмотрено с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела по существу) избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Из содержания ч. 3 ст. 259 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела по существу) с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пункт 7 этой же статьи того же Федерального закона предусматривает, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Таким образом, из вышеуказанных норм права следует, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Между тем при принятии заявления к производству и в дальнейшем при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции не устанавливал обстоятельств правомочности подачи избирательным объединением Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР об отмене регистрации кандидата на должность главы Муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Маркелова А.В., а также в чем было выражено нарушение права вышеназванного избирательного объединения на участие в выборах главы Муниципального образования Жеблахтинский сельсовет.
Как следует из материалов дела, Маркелов А.В. решением избирательной комиссии муниципального образования Жеблахтинский сельсовет N 5/27 от 02.08.2015 года зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Жеблахтинский сельсовет. При этом Маркелов А.В. как кандидат на вышеуказанную должность был выдвинут избирательным объединением Ермаковского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Согласно общеизвестным данным на выборах главы Жеблахтинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края избирательной комиссией муниципального образования Жеблахтинский сельсовет зарегистрированы четыре кандидата, три из которых (Афанасьева В.А., Варик Е.В., Тузов В.А.) - самовыдвиженцы, а один (Маркелов А.В.) - выдвинут местным отделением Всероссийской политической партией "Единая Россия".
Таким образом, избирательное объединение Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР в части выдвижения кандидата (списка кандидатов) для участия в выборах главы муниципального образования Жеблахтинский сельсовет участия не принимало, а потому не вправе было обращаться с вышеуказанным заявлением в суд, поскольку не следует, что решением избирательной комиссии по регистрации кандидата Маркелова А.В. нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и интересы данного избирательного объединения, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы Маркелова А.В. в данной части заслуживают внимания.
Согласно ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу.
В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, поскольку заявленные требования избирательного объединения Красноярского регионального отделения Политической партии ЛДПР не могли быть рассмотрены, а потому решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года отменить и производство по делу по заявлению избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России об отмене регистрации кандидата на должность главы Муниципального образования Жеблахтинский сельсовет Маркелова ФИО19 - прекратить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.