Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего- Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Киселевой А.А.,
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Яишнициной "данные изъяты" к Администрации Пировского района Красноярского края, Отделу социальной защиты населения администрации Пировского района о возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет в размере, соответствующем на момент выхода на пенсию 1700 рублей 04 копейки, обеспечив гарантию пожизненной выплаты пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе Яишнициной "данные изъяты",
на решение Пировского районного суда Красноярского края от 10 августа 2015 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Яишнициной "данные изъяты" к Администрации Пировского района Красноярского края, Отделу социальной защиты населения администрации Пировского района о возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет в размере, соответствующем на момент выхода на пенсию "данные изъяты" блей "данные изъяты" копейки, обеспечив гарантию пожизненной выплаты пенсии за выслугу лет, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яишницина В.А. обратилась в суд с иском к Администрации Пировского района Красноярского края, Отделу социальной защиты населения администрации Пировского района, с учетом уточненных требований просила возложить обязанность возобновить выплату пенсии за выслугу лет в размере, соответствующем на момент выхода на пенсию "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, обеспечив гарантию пожизненной выплаты пенсии за выслугу лет.
Свои требования мотивировала тем, что в период с 01.04.1968г. по 22.06.2003г. истица замещала должность "данные изъяты", что на сегодняшний день соответствует муниципальной должности главного специалиста финансового управления администрации Пировского района.
В связи с достижением пенсионного возраста и наличием общего муниципального стажа 35 лет, с 02.07.2003 г. истице назначена ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет в размере 1700 рублей 04 коп., с 01.10.2011г. пенсия за выслугу лет в размере 805,29 рублей, с 01.04.2012г. в размере 26,71 рублей, а с 01.02.2015г. выплата пенсии за выслугу лет прекращена в связи с индексацией трудовой пенсии по старости. Уменьшение размера доплаты до 0 рублей нарушает ее право на дополнительное социальное обеспечение как муниципального служащего и не является законным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене принятого по делу решения как вынесенного с нарушением норм материального права. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что к данным правоотношениям не применяется п. 3.9 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пировского района.
Участники процесса, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно части 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного
гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии со ст.9. Закона Красноярского края от 24.04.2008 N "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае":
1. Муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по одному из следующих оснований: ...
д) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию;
2.1. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном настоящей статьей, не учитываются:
а) суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи;
б) суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы;
в) размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона;
г) суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
3. Условия и порядок предоставления муниципальному служащему права на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, при этом пенсия за выслугу лет может устанавливаться при наличии не менее 15 лет стажа муниципальной службы в размере не более 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер пенсии за выслугу лет может увеличиваться не более чем на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего края за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше установленной настоящей статьей продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов его месячного денежного содержания. Размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки за работу на территории с особыми климатическими условиями по замещавшимся должностям муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта.
3.1 Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных настоящей статьей, при увеличении в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы, а также при изменении размера трудовой пенсии, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет. При этом размер пенсии за выслугу лет пересчитывается со сроков, установленных для изменения трудовой пенсии или изменения денежного содержания.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа N 2 от 01.04.1968г. истица была принята на работу в Пировский Райфо на должность "данные изъяты". В связи с изменением должности в штатном расписании, приказом N 580 от 01.12.1980г. истица назначена на должность "данные изъяты". В связи с изменением должности в штатном расписании, приказом N 11 от 11.05.1986г. занимаемая истицей должность была приведена в соответствие со штатным расписанием и стала именоваться "данные изъяты". Приказом N 17 от 02.07.2003г. Яишницина В.А. освобождена от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию.
По распоряжению администрации Пировского района N63-рк от 27.08.2003г. Яишнициной В.А., на основании Положения о порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Пировском районе, утвержденное решением Пировского районного Совета депутатов N 2-4р от 02.04.01г. на основании ст.22 Закона Красноярского края N 15-580 от 21.10.1997г. "О муниципальной службе в Красноярском крае", действовавшего на момент выхода истицы на пенсию, установлена ежемесячная доплата в соответствии с Решением Пировского районного совета депутатов от 02.04.2001г. исходя из стажа муниципальной службы 35 лет в размере 75 % месячного денежного содержания по занимаемой должности.
Решением УСЗН администрации Пировского района от 29.08.2003г. Яишнициной В.А. с 02.07.2003г. к государственной пенсии по старости в размере "данные изъяты" руб. в месяц определена ежемесячная доплата в размере "данные изъяты" руб. в месяц исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты "данные изъяты" руб., составляющей 75 % денежного содержания. Денежное содержание истицы на момент выхода на пенсию составляло "данные изъяты" рубля.
Решением УСЗН администрации Пировского района от 06.10.2011г. Яишнициной В.А. с 01.10.2011г. к государственной пенсии по старости в размере "данные изъяты" руб. в месяц определена пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты". в месяц исходя из общей суммы государственной пенсии и пенсии за выслугу "данные изъяты" руб., составляющей 75 % денежного содержания.
Решением УСЗН администрации Пировского района от 02.04.2012г. Яишнициной В.А. с 01.04.2012г. к государственной пенсии "Пенсия по старости" в размере "данные изъяты" руб. в месяц определена пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб. в месяц исходя из общей суммы государственной пенсии и пенсии за выслугу лет "данные изъяты" руб., составляющей 75 % денежного содержания.
Решением УСЗН администрации Пировского района от 07.05.2015г. Яишнициной В.А. с 01.11.2014г. к государственной пенсии в размере "данные изъяты" руб. в месяц определена пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб. в месяц исходя из общей суммы государственной пенсии и пенсии за выслугу лет "данные изъяты" руб., составляющей 75 % денежного содержания.
Решением УСЗН администрации Пировского района от 21.07.2015г. Яишнициной В.А. с 01.06.2015г. к государственной пенсии в размере "данные изъяты" руб. в месяц определена пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб. в месяц исходя из общей суммы государственной пенсии и пенсии за выслугу лет "данные изъяты" руб., составляющей 75 % от осовремененного (с учетом индексаций) денежного содержания истицы на момент выхода на пенсию - "данные изъяты" рубля.
24.04.2008г. принят Закон Красноярского края N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", в связи с чем утратил силу Закон Красноярского края N 15-580 от 21.10.1997г. "О муниципальной службе в Красноярском крае". На основании Закона Красноярского края N5-1565 решением Пировского районного Совета депутатов N 43-210р от 12.12.08г. утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пировского района.
П.п. 3.2, 3.3 п.3 указанного выше Положения (в его редакции от 31.07.2012г.) устанавливалась доплата к государственной пенсии при наличии 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин стажа муниципальной службы в таком размере не более 45% месячного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3% месячного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не превышала 75% месячного денежного содержания муниципального служащего.
Согласно п. 3.6 Положения размер пенсии за выслугу лет пересчитывается при увеличении в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы, а также при изменении размера трудовой пенсии, исходя из которой установлен размер пенсии за выслугу лет.
Минимальный размер пенсии за выслугу лет Положением не установлен.
Согласно п.п.3.9 Положения в случае если в результате исчисления размера пенсии за выслугу лет по правилам, установленным пунктом 3.1, размер ранее установленной пенсии за выслугу лет подлежит уменьшению, пенсия за выслугу сохраняется и выплачивается в прежнем размере. Пересчет размера пенсии за выслугу лет в указанном случае при увеличении в общем порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы в соответствии с пунктом 3.6 не производится до достижения пенсией за выслугу лет размеров, установленных в соответствии с правилами, предусмотренными пунктом 3.1.
Подпунктом 3.1. Положения установлено, что максимальный размер пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии государственного гражданского служащего края по соответствующей должности государственной гражданской службы края согласно приложению 2 к Закону Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", исчисляемый при аналогичных условиях начисления пенсии за выслугу лет исходя из максимального размера должностного оклада по соответствующей должности государственной гражданской службы края, установленного Законом края от 9 июня 2005 года N 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края" с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и иных местностях края с особыми климатическими условиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ОСЗН администрации Пировского района размер пенсии за выслугу лет истице рассчитан в соответствии с действующим муниципальным нормативно-правовым актом - "Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пировского района", утвержденным решением Пировского районного Совета депутатов N 43-210р от 12.12.08г. (в редакции от 31.07.2012г.), которое не противоречит федеральному законодательству и законодательству Красноярского края.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (по сути - доплаты к пенсии), осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих.
Принимая "Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пировского района", в том числе, в его последней редакции, представительный орган местного самоуправления, исходя из финансовых возможностей муниципального образования, не указал в нем, что порядок пересчета размера пенсии за выслугу лет при изменении размера государственной трудовой пенсии не распространяется на лиц, которым муниципальная пенсия за выслугу лет была назначена ранее, не сохранил минимального размера такой пенсии. В связи с чем, на текущий момент в результате пересчета в соответствии с п.3.6 Положения в связи с изменениями в размере трудовой пенсии по старости истицы, размер ее пенсии за выслугу лет равен нулю, что правильно рассчитано Отделом СЗН администрации Пировского района исходя из размера трудовой пенсии по старости истицы "данные изъяты" рублей, размера 2,8 должностного оклада по занимаемой должности (равнозначной) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки "данные изъяты" рублей, размера денежного содержания истицы исчисленного как средний за 12 месяцев, предшествовавших ее уходу на пенсию с учетом его индексации (увеличения) в соответствии с правовыми актами субъекта РФ (осовремененного должностного оклада) - "данные изъяты", 75% от которого составляет "данные изъяты" рублей.
С учетом изложенного у суда не имелось оснований для удовлетворения предъявленных истицей требований.
В апелляционной жалобе приведены доводы, которые не могут повлечь отмены состоявшегося решения суда, так как, по сути, повторяют основания заявленных исковых требований, являлись предметом исследования суда, нашли свое отражение в решении и обоснованно были признаны судом несостоятельными. При этом они направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, что, в силу действующего законодательства, не является основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам подателя жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пировского районного суда Красноярского края от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яишнициной "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.