Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Полынцева С.Н., Мирончика И.С.,
при секретаре: Становой У.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к государственному предприятию Красноярского края "Дорожно-эксплуатационная организация" об обязании устранить нарушения законодательства в области окружающей природной среды, произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища, очистку почвы от нефтепродуктов,
по апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Топоевой Т.В.,
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к государственному предприятию Красноярского края "Дорожно-эксплуатационная организация" об обязании в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, расположенного на земельном участке (кадастровый номер N общей площадью 3 940 кв.м., по адресу: "адрес", в восточном промышленном районе, а также очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации, отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к государственному предприятию Красноярского края "Дорожно-эксплуатационная организация" (далее по тексту - ГП "КрайДЭО") об обязании устранить нарушения законодательства в области окружающей природной среды, а именно: произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища, очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации.
Требования мотивированы тем, что на основании сообщения от средств массовой информации 09.07.2013 года о заброшенном битумохранилище на территории г.Дивногорска, вблизи водного объекта р. Енисей, службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края совместно со специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону 10.07.2013 года произведен выезд для фактической оценки ситуации, сложившийся на заброшенном битумохранилище в г.Дивногорске Красноярского края в восточном промышленном районе.
На земельном участке (кадастровый номер N общей площадью 39640 кв.м., расположенном по адресу: "адрес", в восточном промышленном районе находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище, представляющее собой сооружение - склад битума общим размером 10 м на 40 м. Крыша над складом битума отсутствовала. Службой при участии инженера 1 категории ОЛАЗВР ЦЛАТИ по Енисейскому региону Рыжковой М.А. были отобраны пробы почвы, пробы поверхностных вод в р. Енисей в трех точках и одна проба - сточная вода из хранилища битума. Определяемые компоненты - нефтепродукты.
Правообладателем земельного участка по указанному адресу - субъект Российской Федерации - Красноярский край. Согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Красноярского края от 15.07.2013 г. N 06-8509/13559 объект: сооружение -склад битума N1 ( "адрес" сооружение - склад битума N21 ( "адрес") имеет собственника - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
По результатам проведенных анализов установлено, что качество поверхностных вод р. Енисей в районе места загрязнения по содержанию нефтепродуктов не превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Качество почвы на обследуемом земельном участке по содержанию нефтепродуктов превышает качество почвы фоновой пробы в точках 1-6 от 1,4 до 60,4 раза.
Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края было выдано предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от 24.07.2013 г. N 1 в срок до 22.11.2013 года, а именно, организовать ликвидацию заброшенного битумохранилища.
На основании обращения Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (письмо от 07.11.2013 г., N 14093/14545), учитывая, что выполнение данного предписания требует дополнительных временных затрат, письмом Службы от 21.11.2013 г. N СПР/1-13975 срок исполнения предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от 24.07.2013 г. N 1 продлен до 01.05.2014 года.
На основании приказа Министерства от 28.04.2014 г. N б/274-о в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от 24.07.2013 г. N 1. В рамках проверки исполнения указанного предписания в адрес Министерства от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило письмо от 29.04.2014 г. N 11-5352/7913, 7539 о повторном продлении сроков исполнения данного предписания до 01.01.2015 года, в чем было отказано. В рамках проверки исполнения указанного предписания Министерством в присутствии представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края 12.05.2014 года проведено выездное контрольное мероприятие, в процессе которого установлено, что предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от 24.07.2013 года N 1 не исполнено.
На основании договора аренды земельного участка от 01.08.2014 г. N 08-АЗ-936, заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и государственным предприятием Красноярского края "Дорожно-эксплуатационная организация", последнее приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:46:0201002:14 для эксплуатации асфальтобетонного завода.
Таким образом, истец полагает, что в настоящее время в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате производственной деятельности ГП КК "Дорожно-эксплуатационная организация", надлежит восстановить нарушенное состояние окружающей природной среды.
Просили возложить на ответчика обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища согласно требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации, а также очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Топоева Т.В. просит решение суда отменить. Судом неверно применены нормы материального права. Вывод суда, что ГП КК "Дорожно-эксплуатационная организация" не является контролирующим субъектом за надлежащим содержанием битумохранилища основан на неверном толковании закона, поскольку Земельным кодексом РФ закреплена обязанность арендаторов проводить мероприятия по сохранению почв и ликвидации последствий загрязнений земель. Постановлением мирового судьи судебного участка N 139 в Центральном районе г.Красноярска от 18.04.2014 года установлены значимые для решения настоящего дела обстоятельства, имеющие преюдициальное значение.
Представителем ГП "КрайДЭО" Никитиной Е.А. подан отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Топоеву Т.В., представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края Мармалевскую А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГП "КрайДЭО" Никитину Е.А., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.01.2015 года государственное предприятие Красноярского края "Дорожно-эксплуатационная организация" (ГП "КрайДЭО") зарегистрировано 25.09.2002 года за ОГРН 1022401505257, юридический адрес: г. Красноярск, ул. Маерчака, 4.
Основными видами деятельности ответчика ГП "КрайДЭО" являются: эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, производство изделий из бетона для использования в строительстве, производство битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их пеков.
На основании сообщения из средств массовой информации 09.07.2013 года о заброшенном битумохранилище на территории г. Дивногорска, вблизи водного объекта р. Енисей, ранее принадлежавшего асфальтовому заводу, обанкротившемуся в начале 2000-х годов, и принятого по нему приказа N СПР/Э-0313-ос от 09.07.2013 года, службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края совместно со специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону 10.07.2013 года произведен выезд для фактической оценки ситуации, сложившийся на заброшенном битумохранилище в г. Дивногорске Красноярского края в восточном промышленном районе.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на земельном участке (кадастровый номер N), общей площадью 39640 кв.м., расположенном по адресу: "адрес", в восточном промышленном районе находится полуразрушенное заброшенное битумохранилище, представляющее собой сооружение - склад битума общим размером 10 м. на 40 м. Крыша над складом битума отсутствовала. Службой при участии инженера 1 категории ОЛАЗВР ЦЛАТИ по Енисейскому региону Рыжковой М.А. были отобраны пробы почвы, пробы поверхностных вод в р. Енисей в трех точках и одна проба - сточная вода из хранилища битума. Определяемые компоненты - нефтепродукты, о чем составлен акт N 1 натурного обследования от 10.07.2013 года, пробы согласно протоколам отбора направлены в ЦЛАТИ по Енисейскому региону.
По результатам проведенных анализов отбора проб почвы и поверхностных вод в р. Енисей аккредитованной лабораторией ЦЛАТИ по Енисейскому региону установлено, что качество поверхностных вод р. Енисей в районе места загрязнения по содержанию нефтепродуктов не превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Качество почвы на обследуемом земельном участке по содержанию нефтепродуктов превышает качество почвы фоновой пробы в точках 1-6 от 1,4 до 60,4 раза, о чем составлены соответствующие заключения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.06.2013 г. N 01/170/2013-682 правообладатель земельного участка (кадастровый номер N), общей площадью 39640 кв.м., по адресу: "адрес", в восточном промышленном районе - субъект Российской Федерации - Красноярский край.
Согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Красноярского края от 15.07.2013 г. N 06-8509/13559, объект: сооружение - склад битума N 1 ( "адрес"), сооружение - склад битума N21 ( "адрес"/4) имеет собственника - Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п "Об органах исполнительной власти Красноярского края" полномочия Службы переданы Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края в связи с реорганизацией министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в форме присоединения.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 28.04.2014 N б/274-о в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации от 24.07.2013 г. N 1.
В рамках проверки исполнения указанного предписания в адрес Министерства от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступило письмо от 29.04.2014 г. N 11-5352/7913, 7539 о повторном продлении сроков исполнения данного предписания до 01.01.2015 г., на что последним получен отказ, поскольку заброшенное битумохранилище, содержащее отход третьего класса опасности, продолжает находиться на территории промышленного района г. Дивногорска, подвергает опасности здоровье и жизнь граждан, что может привести к экологической катастрофе, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуаций в случае возгорания битума, а учитывая близость лесного массива и возгорание государственного лесного фонда, кроме того, вследствие схода снежного покрова, повышения температуры окружающего воздуха, усиливается угроза загрязнения реки Енисей и почвы нефтепродуктами битумохранилища.
В рамках проверки исполнения указанного предписания Министерством в присутствии представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края 12.05.2014 года проведено выездное контрольное мероприятие, о проведении которого Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края надлежаще уведомлено телефонограммой от 08.05.2014 года, в ходе которого установлено не выполнение в установленный в предписании срок вышеуказанных мероприятий, о чем составлен акт проверки N б/274-о от 12 мая 2014 года.
По данному факту составлен протокол N 6/274 от 13.05.2014 года в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, полученный лично представителем Агентства.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 139 в Центральном районе г. Красноярска от 18 июня 2014 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 18.07.2014 года N 08-743п за ответчиком ГП КК "КрайДЭО" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество: нежилое здание: мастерская АБЗ (лит. В) с кадастровым номером N, площадью 245,3 кв.м., по адресу: "адрес"1; нежилое здание (лит. В4) с кадастровым номером N площадью 115,6 кв.м., по адресу: "адрес" нежилое здание (лит. ВЗ) с кадастровым номером N, площадью 13,5 кв.м., по адресу: "адрес" нежилое сооружение -склад битума N 1 (лит. В7) с кадастровым номером N, площадью 345 кв.м., по адресу: "адрес"; нежилое сооружение ? склад битума N 2 (лит. В8) с кадастровым номером N площадью 542,5 кв.м., по адресу: "адрес"
Во исполнение указанного приказа 06.05.2014 года между субъектом РФ -Красноярский край и ГП КК "КрайДЭО" подписан акт приема-передачи указанного имущества в хозяйственное ведение.
На основании договора аренды земельного участка от 01.08.2014 года N 08-АЗ-936, заключенного между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и государственным предприятием Красноярского края "Дорожно-эксплуатационная организация", последнее приняло на основании приказа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 18.07.2014 года N 08-743п в аренду земельный участок с кадастровым номером N, с категорией земель: земли населенных пунктов, площадью 39640 кв.м., для эксплуатации асфальтобетонного завода, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир по ул. "адрес" указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 02.07.2014 года N 24/14-459518, с имеющимися на нем объектами недвижимости: нежилое здание: мастерская АБЗ (лит. В) с кадастровым номером N, площадью 245,3 кв.м., по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, Восточный промышленный район, ул. Гидростроителей, 2ж/1; нежилое здание (лит. В4) с кадастровым номером N, площадью 115,6 кв.м., по адресу: Красноярский край, г. "адрес"; нежилое здание (лит. ВЗ) с кадастровым номером N, площадью 13,5 кв.м., по адресу: "адрес"; нежилое сооружение - склад битума N 1 (лит. В7) с кадастровым номером N площадью 345 кв.м., по адресу: Красноярский край, г. "адрес"; нежилое сооружение - склад битума N 2 (лит. В8) с кадастровым номером N, площадью 542,5 кв.м., по адресу: "адрес". Срок аренды с 27 мая 2014 года по 26 мая 2063 года.
В силу п. 4.2 указанного договора аренды арендатор обязался, в том числе: использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать единые требования по содержанию и пользованию земельным участком, выполнять работы по благоустройству территории, в случае причинения ущерба участка, письменно сообщить об этом арендодателю в трехдневный срок, немедленно извещать соответствующие государственные органы и службы о событии, нанесшем (или грозящем нанести) участку и находящимся на нем объектам ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по его предотвращению.
О факте заключения указанного договора аренды Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края было извещено письмом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 04.08.2014 года N 08-9706/14156.
28.08.2014 года Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось к ответчику ГП "КрайДЭО" с требованием о предоставлении в срок до 08.09.2014 года информации: о цели аренды указанного земельного участка, поэтапном плане производимых работ на земельном участке, поэтапном плане мероприятий по ликвидации заброшенного битумохранилища на участке, а также очистке почвы от нефтепродуктов, полученным ответчиком 02.09.2014 года согласно почтовому уведомлению о вручении.
Однако указанная информация в установленный срок ответчиком в Министерство представлена не была, в связи с чем, в отношении ГП "КрайДЭО" последним составлен протокол об административном правонарушении N 04755 от 10.10.2014 года по ст. 19.7 КоАП РФ, с последующим его направлением на рассмотрение мировому судье судебного участка N 50 в Железнодорожном районе г. Красноярска.
На повторное письмо Министерства о предоставлении указанной информации от 22.10.2014 года, ГП "КрайДЭО" направило в адрес Министерства 31.10.2014 года копию договора аренды от 01.08.2014 года, сообщив, что земельный участок используется в производственных целях, план по ликвидации заброшенного битумохранилища и развития производственных процессов в настоящее время разрабатывается.
Материалами дела подтверждается, что в результате разрушения битумохранилища, ранее принадлежавшего асфальтовому заводу, произошла разгерметизация этого объекта, сброс нефтепродуктов на рельеф местности, загрязнение почв на земельном участке (кадастровый номер N), общей площадью 39640 кв.м., расположенном по адресу: "адрес" в восточном промышленном районе. Сброс нефтепродуктов на рельеф местности и техногенное загрязнение земель химическими веществами оказывают негативное влияние на окружающую среду и представляют повышенную опасность для окружающих.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Из содержания ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
Согласно ст. 3 вышеуказанного ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и других принципов, указанных в этой же статье.
В силу ст. 34 этого же ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 39 того же ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из содержания ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 78 вышеназванного ФЗ предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что у ГП "КрайДЭО" обязанность как арендатора по восстановлению окружающей природной среды договором аренды не предусмотрена.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
При этом судебная коллегия, при изложенных выше обстоятельствах, приходит к выводу о том, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нарушены нормы материального права, в связи с чем, решение подлежит отмене с принятием нового решения по делу в силу следующего.
Из содержания ст. 13 Земельного кодекса РФ следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 года N 607-ст) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом из примечания к данному пункту ГОСТ следует, что, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, действующее законодательство РФ обязывает пользователей земельных участков, включая и арендаторов, проводить мероприятия, связанные с сохранением почв, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель, не допускать порчу и уничтожение земель и проводить иные мероприятия по охране земель.
Из материалов дела усматривается, что спорное битумохранилище и земельный участок, расположенные на территории города Дивногорска, находятся в распоряжении и ведении ответчика ГП "КрайДЭО" для производственных целей.
При этом объекты производства, в том числе битумохранилище, находится у ответчика в хозяйственном ведении, а земельный участок, на котором расположено битумохранилище - во владении и пользовании сроком по 26.05.2063 года по договору аренды от 01.08.2014 года, то есть ГП "КрайДЭО" является арендатором.
Согласно п. 4.2.3 договора аренды N 08-АЗ-936 от 01.08.2014 года, арендатор ГП "КрайДЭО" обязался использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Соблюдать единые требования по содержанию и пользованию земельным участком, установленные действующим законодательством, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.
Вышеуказанный договор аренды имеет силу акта приема-передачи земельного участка, что следует из содержания пункта 3 договора, а потому ГП "КрайДЭО" как на арендатора распространяются требования по обязанности соблюдения экологической обстановки на земельном участке.
Следовательно, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ошибочны, поскольку нормы действующего законодательства РФ возлагают обязанность на арендатора земельного участка выполнять мероприятия по защите экологической безопасности и ликвидации последствий загрязнений на земельном участке, независимо от наличия его вины в совершении действий, повлекших последствия нарушения экологической безопасности земельного участка.
Более того, судебная коллегия учитывает, что выявление нарушения требований природоохранного законодательства на земельном участке до 06.05.2014 года (до момента передачи битумохранилища и других объектов производства в хозяйственное ведение ответчика) не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований к ГП "КрайДЭО", поскольку как при принятии от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края вышеуказанных объектов производства, так и при принятии земельного участка по договору аренды ГП "КрайДЭО" каких-либо претензий и несогласий в части неудовлетворительности состояния объектов недвижимости к данному Агентству не предъявляло. До настоящего времени ГП "КрайДЭО" является арендатором данного земельного участка, а собственник установленных отходов ликвидирован, что не отрицалось участниками по делу в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, как нормы действующего законодательства РФ, так и положения договора аренды земельного участка от 01.08.2014 года, при выявленных со стороны истца вышеуказанных экологических нарушениях на земельном участке обязывают ответчика ГП "КрайДЭО", как арендатора, совершить в целях охраны этого земельного участка действия, содержащиеся в исковых требованиях.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным, поэтому подлежит отмене на основании статьи 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что двухмесячный срок для совершения действий, указанных в исковых требованиях, с учетом требований разумности, не является достаточным и может повлечь затруднение в исполнении решения, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным обязать ГП "КрайДЭО" совершить исполнение решения суда в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 16 июня 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края удовлетворить.
Обязать Государственное предприятие Красноярского края "Дорожно-эксплуатационная организация" в годичный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести ликвидацию заброшенного битумохранилища, расположенного на земельном участке (кадастровый номер N), общей площадью 39640 кв.м., по адресу: "адрес", в восточном промышленном районе, произвести очистку почвы от нефтепродуктов, образованные в результате очистки отходы передать специализированной организации для утилизации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.