Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Баимовой И.А.,
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Беккера "данные изъяты" к ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, о признании незаконным решения от 8 декабря 2014 года об отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее подпрограмма), о включении Беккера А.А. в состав участников подпрограммы, о признании за Беккером А.А. права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, о возложении на ГУФСИН обязанности включить Беккера А.А. в состав получателей государственного сертификата подпрограммы и выдать сертификат на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю Новикова А.М.,
по апелляционной жалобе представителя соответчика ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю Юшкевича Н.Ю.,
на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 г., которым постановлено:
"Заявленные требования удовлетворить частично; в связи со смертью Беккера "данные изъяты", состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с п.п. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", сохранить право на её получение с учетом даты постановки на учет Беккера А.И., за Беккером "данные изъяты".
В удовлетворении остальных требований отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беккер А.А обратился в суд с иском к ФКУ КП-51, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании незаконным решения ФКУ "Колония поселения N 51" ГУФСИН России по Красноярскому краю об отказе во включении в состав участников подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы, признании права на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом в рамках Подпрограммы, включении в состав участников Подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы и выдаче государственного сертификата на получение социальной выплаты в рамках указанной подпрограммы.
Свои требования Беккер А.А. мотивировал тем, что является сыном Беккера А.И., умершего "данные изъяты" года. При жизни Беккер А.И. решением жилищно-бытовой комиссии КП-51 от 25 июня 2013 года был включен в состав участников подпрограммы с составом семьи из 2 человек по тем основаниям, что проживает с п. Паканаева, который включен Правительством РФ в перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета. В апреле 2014 года он уведомил КП-51 о смерти Беккера А.И., и одновременно обратился с заявлением о выдаче сертификата на свое имя, поскольку являлся членом семьи умершего Беккера А.И.
Письмом от 8 декабря 2014 года КП-51 уведомило Беккера А.А. о том, что действующее законодательство не предусматривает порядка сохранения очереди за членами семьи умерших участников подпрограммы, и отказало истцу во включении в состав участников подпрограммы.
Отказ в признании участником Подпрограммы считает незаконным, поскольку в установленном порядке был признан участником Подпрограммы и должен быть обеспечен сертификатом.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю Новиков А.М. просит об отмене принятого по делу решения, считает, что судом нарушены нормы материального права. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что судом первой инстанции неверно применена аналогия закона к спорным правоотношениям. Федеральный закон от 25.10.2002 г. N125 в редакции от 17.07.2011 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" регулирует правоотношения, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не может быть распространен на иные категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Кроме того, для включения истца в список участников подпрограммы как самостоятельного участника, КП-51 не имело правовых оснований, поскольку п. Поконаевка Нижнеингашского района Красноярского края, в котором проживает истец, Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 г. N2065-р исключен из перечня поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, граждане которых подлежат переселению.
В апелляционной жалобе представитель соответчика ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю Юшкевич Н.Ю. просит об отмене принятого по делу решения. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Представитель ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России Зубов Павел Анатольевич, действующий на основании доверенностей от 28.05.2015 г. и от 02.09.2013 г., в судебном заседании настаивал на доводах апелляционных жалоб.
Истец Беккер А.А. и представитель истца Белоусова И.П., действующая на основании доверенности от 21.01.2015 г., просили решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Остальные участники в суд не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела. С учетом положений ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения участников судебного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050 в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, была утверждена федеральная целевая программа "Жилище", согласно которой формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" от 21 марта 2006 года N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп."б" п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности; перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
Согласно п.п. 21-22 Правил организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы, осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, учреждениями УИС по месту расположения поселка; в этих целях в каждом учреждении, органе УИС приказом начальника соответствующего учреждения, органа УИС, назначаются должностные лица, ответственные за реализацию подпрограммы, которые совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения или органа УИС в 10-дневный срок рассматривают представленные заявления (рапорты), организуют работу по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме; оперативными службами учреждений или органов УИС осуществляется проверка сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.
По результатам проверки выносится решение о признании (отказе в признании) граждан участниками подпрограммы, о чем делается соответствующая выписка из решения органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати.О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения; при этом, если гражданину отказано в признании участником подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.
Согласно п.п. 22, 23 Правил (п.п. 9, 10 Инструкции) основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
несоответствие гражданина требованиям, указанным в Правилах;
непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение
жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии за счет средств
федерального бюджета.
Согласно п. 18 Правил выдачу сертификатов вышеназванным гражданам осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец проживает на условиях социального найма в п. Поконаевка Нижнеингашского района Красноярского края. Истец как член семьи своего отца- Беккера А.И., умершего "данные изъяты" г., был включен в состав участников подпрограммы и имел право на получение государственного жилищного сертификата в связи с необходимостью переселения из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Правительством РФ по предоставлению Министерства юстиции РФ на основании решения жилищно- бытовой комиссии КП N 51 ГУФСИН Росси по Красноярскому краю от 25 июня 2013 года.
Удовлетворяя исковые требования в части сохранения права на получение единовременной социальной выплаты с учетом даты постановки на учет умершего отца истца Беккера А.И., за Беккером А.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что решение КП-51 от 08.12.2014 года об отказе Беккеру А.А. во включении в состав участников Подпрограммы было принято на основании действующего законодательства, поскольку КП-51 не наделено правом на применении положений Федерального закона N 125-ФЗ к правоотношениям, регулируемым подпрограммой.
Судебная коллегия не может согласиться с принятым решением суда первой инстанции, поскольку решением заседания жилищно-бытовой комиссии от 25.06.2013 г. Беккер А.И. включен в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г.N153 без законных оснований.
Распоряжением Правительства РФ от 07 октября 2004 года N 1291-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 397-р) п. Поконаевка Нижнеингашского района Красноярского края был включен в Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществлялось с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2012 года N 2065-р утвержден новый Перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, в который обозначенный населенных пункт не включен. Указанным распоряжением признаны утратившими силу ранее действовавшие распоряжения Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 1291-р и РФ от 21 марта 2006 года N 397-р.
С заявлением о включении в список для получения государственного жилищного сертификата в 2014 году, отец истца Беккер А.И. обратился к администрацию ДКУ КП-51, только 07.06.2013 года, когда п. Поконаевка был исключен из перечня населенных пунктов с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществлялось с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Поскольку право истца производно от права его отца, как члена семьи последнего, судебная коллегия считает, что у жилищно- бытовой комиссии КП-51 на момент постановки Беккера А.И. на учет отсутствовали законные основания для принятия такого решения.
В рассматриваемой ситуации юридически значимым является факт включения поселка, в котором проживает заявитель, в перечень поселков, переселение из которых осуществляется с использованием социальной выплаты (сертификата), а также фактическое проживание лица, претендующего на получение мер государственной поддержки, в указанном населенном пункте.
Основания, для включения Беккера А.И. в состав участников подпрограммы для предоставления жилищного сертификата как лицу, подлежащему переселению из поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности, отсутствовали, поскольку данный статус в установленном законом порядке населенным пунктом утрачен. В связи с изменением статуса п. Поканаевка, то есть исключением его из соответствующего Перечня, необходимость в отселении граждан из него отпала, что свидетельствует об отсутствии условий, при наличии которых у гражданина возникает право на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета.
Исходя из действующего законодательства, право на признание участником подпрограммы и получение государственного жилищного сертификата должно существовать на момент принятия уполномоченным лицом решения по указанным вопросам. Следовательно, право на получение государственного жилищного сертификата могло быть реализовано лишь до исключения п. Поканаевка из перечня поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.
Как видно из материалов дела, Беккер А.И. до момента исключения п. Поканаевка из Перечня своим правом не воспользовалась. При этом сам факт дальнейшего проживания Беккер А.И. в жилом помещении, расположенном в п. Поканаевка, не имеет правового значения для решения вопроса об обеспечении заявителя государственным жилищным сертификатом. Действующие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из перечня поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, не предусматривают возможности сохранения права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты данными поселками соответствующего статуса.
Судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционных жалоб в части неправильного применения судом норм материального права. Отношения по обеспечению жильем граждан, проживающих в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, регулируются специальным законодательством, а именно Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы").
Федеральный закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Таким образом, и категория граждан и условия их обеспечения жилыми помещения за счет средств федерального бюджета отличаются спецификой как по субъектному составу, так и по условиям обеспечения жильем.
По общему правилу аналогия закона в соответствии со ст. 6 ГК РФ применяется когда отношения не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай. Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст. 7 ЖК РФ. Условия и порядок обеспечения граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета посредством выдачи государственного жилищного сертификата урегулированы специальным законодательством. При таких обстоятельствах, суд безосновательно применил аналогию закона к спорным правоотношениям, распространив на них положения Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ.
Кроме того, сохранение за истцом права на ее получение, в редакции изложенной судом в резолютивной части решения, не имеет правового значения и не направлено на защиту нарушенного права, поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для признания его участником Подпрограммы.
На основании изложенного решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 года подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 27 мая 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении предъявленных исковых требований Беккера "данные изъяты" к ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, о признании незаконным решения от 8 декабря 2014 года об отказе во включении в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее подпрограмма), о включении Беккера А.А. в состав участников подпрограммы, о признании за Беккером А.А. права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, о возложении на ГУФСИН обязанности включить Беккера А.А. в состав получателей государственного сертификата Подпрограммы и выдать сертификат на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.