Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Макаревич В.С., поступившую в суд кассационной инстанции 08 июля 2015 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Макаревич В.С. к Федеральному космическому агентству о взыскании денежных средств,
установил:
Макаревич В.С. обратилась в суд с иском к Федеральному космическому агентству о взыскании денежных средств, ссылаясь на нарушение своих прав со стороны ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных Макаревич В.С. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июня 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Макаревич В.С. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании протокола заседания комиссии РОСКОСМОС по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 16 июля 2012 года N 14 приказом Федерального космического агентства N154 от 18 июля 2012 года Макаревич B.C. предоставлена единовременная субсидия в сумме 2 907 973 руб. на приобретение жилого помещения согласно подп. "б" п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановления Правительства РФ от 27 января 2009 года за N 63; согласно протокола заседания комиссии Макаревич С.В. предоставлялось право выбора: получить единовременную субсидию в 2012 году в размере "_" руб. или перенести получение единовременной субсидии на 2013 год; на заседании комиссии 09 июля 2012 года Макаревич B.C. выразила согласие на получение субсидии в размере "_" руб., однако, в последующем обратилась с жалобами в различные инстанции, ссылаясь на неправильный расчет субсидии; 26 ноября 2012 года по результатам проведенной проверки по обращениям Макаревич В.С., Генеральной прокуратурой РФ в адрес руководителя Федерального космического агентства вынесено представление об устранении нарушений законодательства; в представлении Генеральной прокуратурой РФ указывалось на то, что Макаревич B.C. страдает заболеванием, указанным в списке болезней, дающих право на дополнительную жилую площадь, в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР от 15 января 1928 года N27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года N15, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 года; кроме того, Макаревич В.С. не была выдана справка о дате приема ее документов и выписка из приказа о постановке на учет, а при расчете субсидии неправильно рассчитана стоимость квадратного метра жилья; приказом от 05 декабря 2012 года N249 ранее изданный приказ N 154 от 18 июля 2012 года отменен в связи с выявленной счетной ошибкой; приказом РОСКОСМОС N 69 от 25 марта 2013 года Макаревич B.C. предоставлена субсидия в размере "_" руб., из которых сумма "_" руб. предоставлена на основании п.24 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года N63, согласно которому размер единовременной выплаты гражданскому служащему может быть увеличен сверх норматива на основании решения руководителя федерального государственного органа с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей; Макаревич В.С. воспользовалась предоставленной в размере 4000000 руб. субсидией и приобрела квартиру N "_", расположенную по адресу: "_", общей площадью 39,9 кв. м.
Обратившись в суд с настоящим иском, Макаревич В.С. исходила из того, что при расчете размера субсидии не учтено ее право на дополнительную площадь в связи с имеющимся заболеванием и неправильно рассчитан стаж, в связи с чем был применен неверный коэффициент.
Рассматривая настоящее дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Макаревич В.С. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что согласно ст. 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; согласно п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановления Правительства РФ от 27 января 2009 года за N 63, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров; согласно п. 23 указанных Правил при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера единовременной выплаты, учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации; при наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения по нескольким основаниям размеры дополнительной площади не суммируются; вопрос о предоставлении Макаревич В.С. субсидии на приобретение жилого помещения рассмотрен в установленном законом порядке; пунктом 3 Правил предусматривается, что в целях учета особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе допускается по решению руководителя федерального государственного органа предоставление единовременной выплаты гражданским служащим, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей без учета условий, указанных в пункте 2 настоящих Правил; порядок предоставления единовременной выплаты таким гражданским служащим осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, за исключением пунктов 8, 9, 11, подпункта "б" пункта 19, 27; норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты, в соответствии с п. 22 Правил устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек; согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов; в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации; таким образом, циркуляр НКВД РСФСР от 15 января 1928 года N27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года N15, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 года, на которые ссылается Мкаревич В.С. в обоснование своих требований, о правомерности заявленных Мкаревич В.С. исковых требований не свидетельствуют, поскольку нормами ЖК РФ изменены порядок и основания предоставления дополнительной жилой площади; в соответствии со ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предоставляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса перечне; согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817; поскольку заболевание Макаревич В.С. не относится к болезням, установленным указанным Перечнем заболеваний, дающим инвалидам право на дополнительную жилую площадь, и с учетом непредоставления Макаревич В.С. документа, свидетельствующего о наличии у нее инвалидности, а на момент решения вопроса о предоставлении субсидии Макаревич В.С. действовал вышеуказанный Перечень, утвержденный в соответствии с законом, постольку каких-либо правовых оснований для предоставления в пользу Макаревич В.С. субсидии на приобретение жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь не имеется; ссылки истца о неправильном расчете стажа при определении размера субсидии, не могут быть приняты во внимание, поскольку в стаж для определения размера субсидии для приобретения жилой площади засчитываются только периоды службы (работы) в должностях, включенных в Перечень, согласно приложению к указанным Правилам, а в соответствии с этим Перечнем оснований для включения периода военной службы в стаж гражданской службы не имеется; таким образом, с учетом отсутствия у Макаревич В.С. права на дополнительную жилую площадь, а также того обстоятельства, что размер предоставленной Макаревич В.С. субсидии в сумме "_" руб. на дату предоставления субсидии превышал размер полагающейся ей в силу закона субсидии, рассчитанной в соответствии с указанными пунктами Правил, и принимая во внимание, что Макаревич В.С. фактически воспользовалась предоставленной ей жилищной субсидией и приобрела за счет средств субсидии жилую площадь по адресу: "_", то в удовлетворении заявленных Макаревич В.С. исковых требований должно быть отказано.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из материалов дела не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Макаревич В.С. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Макаревич В.С. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Макаревич В.С. к Федеральному космическому агентству о взыскании денежных средств - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.