Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Удовидченко Е.В., поступившую в суд кассационной инстанции 04 августа 2015 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 декабря 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Удовидченко Е.В. к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, компенсации морального вреда,
установил:
Удовидченко Е.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, компенсации морального вреда, ссылаясь на нарушение своих прав со стороны ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 22 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных Удовидченко Е.В. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда 16 июня 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Удовидченко Е.В. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что подполковник Удовидченко Е.В. приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 года уволен с военной службы с зачислением в запас по основаниям, предусмотренным п.п. "а" п.2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", с должности начальника отдела инженерных изысканий 20 Центрального проектного института Министерства обороны РФ и направлен на воинский учет по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в Военный комиссариат города Королева Московской области; с 2006 года должностной оклад Удовидченко Е.В. для расчета размера пенсии определялся по 26 тарифному разряду; в связи с изменением постоянного места жительства в 2009 году и продлении выплаты пенсии, Военным комиссариатом города Москвы был произведен перерасчет пенсии Удовидченко Е.В. исходя из 25 тарифного разряда, соответствующего типовой должности, занимаемой на день увольнения; с 01 января 2012 года в связи с изменением действующего законодательства произведен перерасчет пенсии, и в соответствии с перечнем тарифных разрядов по штатным воинским должностям военнослужащих, проходящих службу по контракту, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года, должностной оклад по последней занимаемой Удовидченко Е.В. должности установлен в размере 27 500 руб., что соответствует 25 тарифному разряду; на обращения Удовидченко Е.В. по вопросу уточнения размера должностного оклада, учитываемого при исчислении пенсии, Военным комиссариатом города Москвы 14 апреля 2014 года направлен ответ, согласно которому пенсия при увольнении в 1998 году назначалась по должности начальника отдела инженерных изысканий 20 Центрального проектного института Министерства обороны РФ из размера должностного оклада 535 руб.; в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2003 года по указанной воинской должности по состоянию на 01 июля 2002 года установлен 25 тарифный разряд; при смене места жительства пенсионный орган привел размер выплачиваемой Удовидченко Е.В. пенсии в соответствие с требованиями нормативно-правовых руководящих документов, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Обратившись в суд с настоящим иском, Удовидченко Е.В. исходил из того, что является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ с 1998 года; при перерасчете пенсии в 2002 году размер пенсии исчислялся из 26 тарифного разряда, соответствующего должности занимаемой на день увольнения; при переезде на постоянное место жительства в 2009 году ему был произведен перерасчёт пенсии исходя из 25 тарифного разряда, что, по его мнению, является незаконным и нарушает его право на получении пенсии в полном объеме.
Рассматривая настоящее дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Удовидченко Е.В. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; порядок исчисления пенсий военнослужащим установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 9 которого в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным с военной службы военнослужащим включается, в том числе оклад по последней штатной должности; постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года N 65 с 1 января 1993 года были установлены размеры должностных окладов военнослужащих, проходящих службу, в том числе должностные оклады лиц офицерского состава по основным типовым должностям в пределах от минимума до максимума. Министру обороны Российской Федерации предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением; Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" изменен порядок определения размеров окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих и установлено, что оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462, принятым во исполнение указанного Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 249 "О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих", Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 года N 537 "О денежном довольствии военнослужащих", установлены новые должностные оклады по типовым должностям военнослужащих, проходящих военную службу; названным постановлением на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при установлении указанных окладов руководствоваться едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 года N 537; приказом Министра обороны Российской Федерации N 245 от 28 июня 2002 года, установлено выплачивать с 1 июля 2002 года месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в размерах в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности; приказом Министра обороны от 31 декабря 2003 года тарифный разряд по должности начальника самостоятельного производственного отдела: проектного, технического, технологического, изыскательского, соответствует 25 тарифному разряду; Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статью 43 Закона N4468-1 внесены изменения согласно которым, порядок исчисления пенсии с 01 января 2012 года изменен; Военным комиссариатом города Москвы, в связи с вышеуказанными изменениями, произведен перерасчет пенсии, размер который по последней занимаемой Удовиченко Е.В. должности соответствует 25 тарифному разряду; поскольку произведенный ответчиком перерасчет пенсии не является ухудшающим положение заявителя, так как приведение размера должностного оклада и последующего размера пенсии в соответствие с действующим законодательством не свидетельствует о произвольных, односторонних действиях пенсионного органа по уменьшению размера денежного довольствия военнослужащего, постольку каких-либо нарушений прав и законных интересов Удовидченко Е.В. в настоящем случае со стороны ответчика не допущено; таким образом, в удовлетворении заявленных Удовидченко Е.В. исковых требований должно быть отказано.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Удовидченко Е.В. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Удовидченко Е.В. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 декабря 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Удовидченко Е.В. к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, компенсации морального вреда - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.