Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Военного комиссариата Московской области, подписанную его представителем Федоровой О.А., поступившую в суд кассационной инстанции 12 августа 2015 года, на решение Савеловского районного суда города Москвы от 01 августа 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2015 года по гражданскому делу по иску Военного комиссариата Московской области к Рубцову О.И. о взыскании неосновательного обогащения, истребованному 18 августа 2015 года и поступившему в суд кассационной инстанции 20 августа 2015 года,
установил:
Военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к Рубцову О.И. о взыскании неосновательного обогащения, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 01 августа 2014 года в удовлетворении заявленных Военным комиссариатом Московской области исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Военный комиссариат Московской области ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из материалов дела следует, что Рубцов О.И. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации; на основании приказа командира войсковой части _ Рубцов О.И. с _ года уволен со службы и исключен из списков личного состава части, а также всех видов обеспечения в связи с организационно-штатными мероприятиями в соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; на день увольнения Рубцов О.И. имел воинское звание _, занимал должность _; с _ года Военным комиссариатом Московской области Рубцову О.И. назначена пенсия за выслугу лет; _ Рубцов О.И. уведомлен под расписку об обязанности сообщать в Военный комиссариат Московской области обо всех изменениях, влияющих на выплату пенсии либо на прекращение ее выплаты; с _ года Рубцов О.И. проходил службу в таможенных органах в должности _ отдела _ Центральной энергетической таможни Федеральной таможенной службы России; приказом Федеральной таможенной службы России от _ года N _ Рубцову О.И. присвоено специальное звание _ таможенной службы; приказом Центральной энергетической таможни Федеральной таможенной службы России от _ года N _ срок выслуги _ таможенной службы Рубцову О.И. исчисляется с _ года; приказом Федеральной таможенной службы России от _ года N _ _ таможенной службы Рубцов О.И. с _ года назначен на должность _ _ Федеральной таможенной службы России _ _. Федеральной таможенной службы России Управления делами, освобожден от должности _ Зеленоградской таможни Центрального таможенного управления; 24 января 2013 года Рубцов О.И. уведомил Военный комиссариат Московской области о прохождении службы в Федеральной таможенной службе России; с 01 марта 2013 года выплата назначенной Рубцову О.И. пенсии решением Центра социального обеспечения Военного комиссариата Московской области приостановлена в связи с полученной информацией о прохождении Рубцовым О.И. службы в таможенных органах.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Военный комиссариат Московской области полагал, что выплаченная за период с _ года по _ года ответчику Рубцову О.И. пенсия за выслугу лет в размере _ руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета как неосновательное обогащение, поскольку в связи с поступлением Рубцова О.И. на службу в таможенные органы (о чем ответчик своевременно не сообщил) выплата пенсии за выслугу лет, по мнению истца, подлежала приостановлению.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Военным комиссариатом Московской области исковых требований; при этом, суд руководствовался положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", согласно которым система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу; согласно п.п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998 г N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях; граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом; правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации; в соответствии со ст.ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации; правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах; в соответствии с частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплат назначенных пенсий на время службы приостанавливается; согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия; предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе; в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона РФ N 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных; в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона РФ N 4468-1); исходя из содержания приведенных норм и руководящих разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы; служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом РФ N 4468-1; выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу; поскольку Рубцов О.И. до _ года проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а с _ года проходит службу в таможенных органах, то есть ответчик поступил на службу, отличную от военной, постольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 могла быть приостановлена Рубцову О.И. только в случае его возвращения на военную службу и приобретения им вновь статуса военнослужащего; каких-либо доказательств, свидетельствующих о возвращении ответчика на военную службу, приобретения ответчиком статуса военнослужащего, а также доказательств недобросовестности ответчика относительно несвоевременного уведомления истца о поступлении на службу в таможенные органы, истцом не представлено; при этом, само по себе уведомление ответчиком истца о поступлении на гражданскую службу _ года, а не сразу после заключения служебного контракта, не образует признаков недобросовестности и не свидетельствует о намерении ответчика неосновательно обогатиться, поскольку трудовой стаж в таможенных органах не сопоставим по правовым признакам с воинской выслугой лет и не суммируется с ней при определении итоговой выслуги для назначения пенсии по линии Министерства обороны РФ; тем самым, в удовлетворении заявленных Военным комиссариатом Московской области исковых требований должно быть отказано; при этом, суд отклонил заявление ответчика Рубцова О.И. о пропуске истцом Военным комиссариатом Московской области срока исковой давности за период с _ года по _ года, поскольку о предполагаемом нарушении своих прав истец узнал только _ года после уведомления ответчиком о поступлении на другую службу, с настоящим иском в суд истец обратился _ года, то есть в пределах установленного законом срока исковой давности.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из материалов дела не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационной жалобы истца Военного комиссариата Московской области не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат принципу единства судебной практики, определяемой Верховным Судом Российской Федерации (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2015 года N 4-КГ14-42).
Ссылки в кассационной жалобе на то, что служба в таможенных органах приравнена законом к военной службе, а пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется на условиях и по нормам, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, также не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации" время службы в таможенных органах в специальный стаж при назначении пенсии по линии Министерства обороны РФ лицам, уволенным с военной службы, не засчитывается и не влечет увеличения выслуги лет по военной службе, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии; период службы в таможенных органах засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам таможенных органов; однако, ответчик Рубцов О.И. в настоящее время получает пенсию за выслугу лет не как сотрудник таможенных органов, а как бывший военнослужащий по линии Министерства обороны РФ; на военную или иную правоохранительную службу Рубцов О.И. после увольнения с военной службы не поступал; после увольнения со службы в таможенных органах ответчик Рубцов О.И. будет вправе выбирать наиболее предпочтительный для него вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся ему как сотруднику таможенных органов, либо продолжить получать ранее назначенную ему пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ как бывший военнослужащий.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Военного комиссариата Московской области не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения названных решения суда и апелляционного определения судебной коллегии в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Военного комиссариата Московской области на решение Савеловского районного суда города Москвы от 01 августа 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 марта 2015 года по гражданскому делу по иску Военного комиссариата Московской области к Рубцову О.И. о взыскании неосновательного обогащения - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.