Судья Московского городского суда Н.С. Кирпикова, изучив в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ, кассационную жалобу Т.А.В., поступившую в суд кассационной инстанции 14 августа 2015 года, на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июня 2015 года по делу по иску Т.А.В. к УСЗН района "Марьина Роща" г. Москвы об обязании выдать удостоверение "участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.-1987 г.", взыскании денежной компенсации и задолженности на приобретение продовольственных товаров, взыскании компенсации за вред здоровью, задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью,
установил:
Т.А.В. обратился в суд с иском к УСЗН района Марьина Роща г. Москвы об обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.-1987 г. и предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.10.2014 г. в размере 493,74 руб. с последующей ежегодной компенсацией, компенсации за вред здоровью за 2014 год в размере 789,70 руб. с последующей ежегодной индексацией, взыскании задолженности на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2005 г. по 30.09.2010 г. в размере 42 843,18 руб., а также задолженности по ежегодным компенсациям за вред здоровью за период с 2005 года по 2013 год в размере 4 808,75 руб.
В обоснование заявленных требований Т.А.В. указал, что в период прохождения военной службы с 27.11.1986 года по 26.01.1987 года он принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 20.02.1991 года истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г., в связи с чем он пользовался льготами и компенсациями, установленными Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца Т.А.В. ответчиком было отказано, с 01.01.2005 г. он перестал получать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодные выплаты за вред здоровью. Истец полагал, что действия УСЗН района Марьина Роща г. Москвы являются неправомерными, нарушают его права на получение удостоверения и соответствующих компенсационных выплат.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2014 г. в удовлетворении иска Т.А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июня 2015 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Т.А.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, считая их незаконными и необоснованными.
Судья суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Законом РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.13 названного Закона к одной из категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участием в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Согласно ст.8 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 г, зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и 1987 годах население было эвакуировано.
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21декабря 2004 г N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным приказом от 08.12.2006 года утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.02.2007 г N 8898.
В соответствии с п.1 названного Порядка на всей территории Российской Федерации устанавливаются единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пункты 4,5,6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений, документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из анализа приведенных законоположений следует, что обязательным условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986-1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.
Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдение указанного условия, прямо оговорены в Законе, в частности, к ним отнесены медицинские работники, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г по 31 декабря 1990 г в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1.
Как установлено судом, в период с 27.11.1986 года по 26.01.1987 года Т.А.В. участвовал в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в войсковой части 42102 в звании рядовой в должности водителя, что подтверждается справкой Военного комиссариата Замоскворецкого района ЦАО г. Москвы от 26.09.2011 года N 4/127, копией военного билета от 10.10.2001 года.
20.02.1991 года истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г., незаверенная копия которого была предоставлена истцом. Подлинник данного удостоверения у истца отсутствует по причине утери.
В мае 2002 года истец обратился в УСЗН района Марьина Роща г. Москвы с заявлением о замене указанного удостоверения на удостоверение нового образца, однако ответчиком было отказано в выдаче Т.А.В. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Согласно архивной справке ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от 19.12.2013 г. N 4/П-52523 по архивным документам Т.А.В. проходил службу в войсковой части_, принимавшей участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в период с 27.11.1986 г. (приказ N 202) по 26.02.1987 г. (приказ N 126) в воинском звании "рядовой", в должности "водитель".
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь требованиями действующего законодательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку исходил из того, что документов, подтверждающих участие истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г. непосредственно в зоне отчуждения (именовавшейся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной), им не представлено, а судом не добыто, учитывая отсутствие соответствующей записи в его послужном списке и сведений в личном деле, в связи с чем пришел к правомерному выводу об отказе в выдаче соответствующего удостоверения и, как следствие, отказе в предоставлении мер социальной поддержки.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что документы, представленные истцом, в том числе военный билет_, выданный Военным комиссариатом Измайловского района ВАО г.Москвы 10.10.2001 года, копия удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-87 гг., выданного Октябрьским РВК г.Москвы 20.02.1991 года, справка ОВК Замоскворецкого района ЦАО г.Москвы от 26.09.2001 года N4/127, архивная справка от 19.02.2013 года N_, выписка из ведомости на выдачу удостоверений участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС за октябрь-декабрь 1993 года не содержат сведений о выполнении истцом работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, непосредственно в зоне отчуждения.
Кроме того, как установлено судебной коллегией, документы, дополнительно истребованные судебной коллегией из ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации", Отдела Военного комиссариата по Останкинскому району, Отдела Военного комиссариата по Гагаринскому району, Отдела Военного комиссариата по Замоскворецкому району, Отдела Военного комиссариата по Измайловскому району, не содержат сведений об участии истца в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения, а также сведений, подтверждающих основания ранее выданного истцу удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Доводы кассационной жалобы Т.А.В. о том, что факт его участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения был подтвержден допустимыми и достаточными доказательствами, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, которые не содержат сведений о выполнении истцом работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, непосредственно в зоне отчуждения.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции, по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
В силу изложенного выше, руководствуясь положениями части 2 статьи 381, статьи 383 ГПК РФ,
определил:
отказать Т.А.В. в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июня 2015 года.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.