Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина - Любкиной Д.М. по доверенности, поступившую 17 сентября 2015 года, на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 24 марта 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2015 года по делу по иску Черемушкинского межрайонного прокурора города Москвы к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина", в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ,
установил:
Черемушкинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к ФГБОУ ВПО "РГУНиГ им. И.М. Губкина" об обязании выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что Черемушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещениях общежития и технической базы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина", расположенных по адресам: г. Москва, ул. ***, дома NN ***, ул. ***, дом ***, к.***, ул. ***, дом ***, к.***, ул. ***, дом ***, ул. ***, дом ***, стр. ***. В соответствии со ст. 6 Федерального Закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ - государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Действующим законодательством должностным лицам Государственного пожарного надзора представлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами. Должностные лица Государственного пожарного надзора вправе давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах. Инженером 2-го РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве выдано предписание N *** от 06 марта 2014 года "Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара ФГБОУ "РГУНнГ им. И.М. Губкина", в срок до 30 сентября 2014 года, однако реальные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности не приняты.
Поскольку нарушения, указанные в предписании N *** от 06 марта 2014 года, в срок, установленный до 30 сентября 2014 года, в полном объеме не были устранены, Черемушкинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного крута лиц в силу того, что бездействие должностных лиц нарушает права граждан в помещениях ФГБОУ "РГУНиГ им. И.М. Губкина".
Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 24 марта 2015 года постановлено:
Заявление Черемушкинского межрайонного прокурора города Москвы в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина", в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "РГУНиГ им. И.М. Губкина" выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности: по адресу г. Москва, ул. ***, д. *** устранить сбой при срабатывании извещателей автоматической пожарной сигнализации, установленных в помещениях, из-за которого не формируется команда на управление инженерным оборудованием здания, лифтами (НПБ 88-2001* п. 13; п.61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390; СНиП 41-01-03 п.8.15,СП 7.13130.2009, раздел 14 СП 5.13130.2009, п.6.1, п.6.3 ГОСТ Р 53297-2009); по адресу г. Москва, ул. ***, д.*** устранить сбой при срабатывании извещателей автоматической пожарной сигнализации, установленных в помещениях, из-за которого не формируется команда на управление инженерным оборудованием здания, лифтами (НПБ 88-2001* п. 13; п.61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390; СНиП 41-01-03 п.8.15,СП 7.13130.2009, раздел 14 СП 5.13130.2009, п.6.1, п.6.3 ГОСТ Р 53297-2009); по адресу г. Москва, ул. ***, д.*** стр.*** дооборудовать помещения противопожарными системами и установками (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения, система пожаротушения) п.61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 ст.4, ст.б закона N123-Ф3, НПБ 88-2001*, НПБ 11 -13 104-03, раздел. 7, таблица 2 СП 3.13130.2009, приложение А (обязательное) таблица А1, А4 СП 5.13130.2009, выполнить систему дымоудаления из подвальных помещений, (техническая база) ст.4, ст.6 закона N123-Ф3, п. 7.2 СП.7.13130.2009, п. 7.2. СП 7313130.2013).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2015 года решение Гагаринского районного суда города Москвы от 24 марта 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина - Любкина Д.М. по доверенности просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных актов, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального Закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального Закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ - государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Действующим законодательством должностным лицам Государственного пожарного надзора представлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Должностные лица Государственного пожарного надзора вправе давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Как установлено судом, Черемушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещениях общежития и технической базы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина", расположенных по адресам: г. Москва, ул. *** дома NN ***, ул. ***, дом ***, к.***, ул. ***, дом ***, к.***, ул. ***, дом *** ул. ***, дом ***, стр. ***, в ходе которой были обнаружены нарушения правил пожарной безопасности.
Инженером 2-го РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве выдано предписание N *** от 06 марта 2014 года "Об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара ФГБОУ "РГУНиГ им. И.М. Губкина", в срок до 30 сентября 2014 года, однако реальные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности приняты не были.
Суд установил, что выполнение требований, изложенных в предписании специально уполномоченного государственного органа, входит в компетенцию руководства ФГБОУ "РГУНиГ им. И.М. Губкина", требования носят обязательный характер, их невыполнение создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, утраты или повреждения имущества.
Для проверки факта исполнения ответчиком требований предписания N *** от 06 марта 2014 года, на что ссылался представитель ответчика, на основании определений Гагаринского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2014 года и 5 марта 2015 года 2-м РОНД Управления по ЮЗ АО ГУМЧС России по г. Москве были проведены дополнительные проверки, установившие, что ранее выданное предписание так и не было исполнено.
Установив указанные обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Черемушкинского межрайонного прокурора г. Москвы, в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме, поскольку бездействие должностных лиц, выразившееся в неисполнении требований предписания в полном объеме, нарушает права граждан, пребывающих в помещениях ФГБОУ "РГУНиГ им. И.М. Губкина".
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась, признав несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что суд отклонил ходатайство ответчика о назначении пожарно-технической экспертизы и вместо этого назначил дополнительные проверки, а в решении не конкретизировано, какие именно помещения необходимо дооборудовать противопожарными системами, поскольку при рассмотрении данного спора не требовалось специальных технических познаний. Помещения, в которых необходимо выполнять работы по дооборудованию, указаны в актах проверок и предписании.
Выводы судебных инстанций, в части доводов заявителя, являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Довод кассационной жалобы о том, что в апелляционном определении в качестве прокурора, явившегося в судебное заседание, указан Харитонов А.В., в то время как в судебном заседании судебной коллегии участвовала прокурор Подвысоцкая Т.И., указанная в тексте определения ниже, несостоятелен, поскольку в апелляционном определении имеется ссылка на участие прокурора Харитонова А.В. в судебном заседании суда первой инстанции. Указание на то, что Харитонов А.В. участвовал в судебном заседании судебной коллегии, в апелляционном определении отсутствует.
Остальные доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом подробного изучения судебной коллегии, направлены на оспаривание выводов судов обеих инстанций, а также иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина - Любкиной Д.М. по доверенности на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 24 марта 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2015 года по делу по иску Черемушкинского межрайонного прокурора города Москвы к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина", в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.