Судья: Цывкина М.А.
дело N33-11706
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2015 года г.Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дементьевой Е.И., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Артемьевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И. гражданское дело по апелляционным жалобам истцов Савченковой А.Д., ********., *********., третьего лица Савченкова А.Н. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2015 года, которым постановлено:
Иск Савченковой Антонины Дмитриевны, Руденко Жанны Александровны, Савченковой Анжелы Александровны к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N******* от 20.06.2014 года "О внесении изменений в распоряжение префектуры Зеленоградского административного округа г.Москвы "О предоставлении жилой площади по договору социального найма Савченкову А.Н. на одного" от 15.07.2009 года N504рп/1002", обязании ответчика восстановить истцов на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как ранее стоявших на жилищном учете - оставить без удовлетворения.
установила:
Савченкова А.Д., ******, *****. обратились в суд с иском к ДЖП и ЖФ г.Москвы о признании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N*** от 20.06.2014 года "О внесении изменений в распоряжение префектуры Зеленоградского административного округа г.Москвы "О предоставлении жилой площади по договору социального найма Савченкову А.Н. на одного" от 15.07.2009 года N*********, обязании ответчика восстановить истцов на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как ранее стоявших на жилищном учете.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы в составе семьи из четырех человек с 1994 года ( Савченков А.Н., Савченкова А.Д. и их дети: ******, ******) состояли на жилищном учете с 1994 года. Семья проживала в двухкомнатной квартире по адресу: **********, площадью жилого помещения 53,8 кв.м. Распоряжением префектуры Зеленоградского административного округа от 15.07.2009г. Савченкову А.Н., на одного была по договору социального найма предоставлена жилая площадь в виде однокомнатной квартиры по адресу: ************, площадью жилого помещения 39,3 кв.м. как очереднику 1996 года постановки на жилищный учет по месту работы, со снятием его с жилищного учета.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы г.Москвы N********* от 20.06.2014г. были внесены изменения в распоряжение префектуры Зеленоградского административного округа от 15.07.2009г., в соответствии с которыми Савченкова А.Д., *******., *******. были сняты с жилищного учета по месту жительства, как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления. При этом ДЖП и ЖФ г.Москвы было учтено, что ********. с 2007 года состоит в браке с ********., который с семьей из четырех человек зарегистрирован по месту жительства по адресу: ********, собственниками которой являются его отец и мать.
С данным распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы от 20.06.2014г. истцы не согласны, полагают, что оно нарушает их жилищные права, так как занимаемая Руденко А.Г. жилая площадь не должна учитываться при определении обеспеченности истцов площадью жилого помещения.
Определением Пресненского районного суда г.Москвы от 18 марта 2015 года по делу произведена замена ответчика ДЖП и ЖФ г.Москвы правопреемником- Департаментом городского имущества г.Москвы.
В судебном заседании истец Савченкова А.Д., представитель истцов ********** и ********* по доверенности Кармак И.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Третье лицо Савченков А.Н. в судебном заседании иск поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят истцы по доводам апелляционных жалоб.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца Савченкову А.Д., представителя истцов ********. и *************** по доверенности Кармак И.В., третье лицо Савченкова А.Н., поддержавших апелляционные жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Савченкова А.Д. в составе семьи из трех человек (она и дочери - ********., **************.) зарегистрирована и проживает на основании договора социального найма в двухкомнатной квартире по адресу: ************ площадью жилого помещения 52,1 кв.м.
С 1994 года Савченкова А.Д. в составе семьи из четырех человек (она, дочери *********. и *****. а также Савченков А.Н., брак с которым расторгнут в 2000 году) состояла на очереди по улучшению жилищных условий по месту жительства.
На основании распоряжения префектуры Зеленоградского административного округа г.Москвы N************ от 15.07.2009 года Савченкову А.Н., на одного, предоставлена однокомнатная квартира по адресу: ********, площадью жилого помещения 39,3 кв.м., как очереднику 1996 года постановки на жилищный учет по месту работы, со снятием его с жилищного учета по месту работы.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы N****** от 20.06.2014 года в распоряжение префектуры Зеленоградского административного округа г.Москвы от 15.07.2009 года N***** "О выделении жилой площади по договору социального найма Савченкову А.Н. на одного", внесены следующие изменения:
- в описательную часть добавлены абзацы NN 4,5,6 следующего содержания:
"******. состоит в браке с 2007 года с *******.
Руденко А.Г., 1985 г.р., с семьей из четырых человек (он, мать - *********., 1949 г.р., отец - *********., 1943 г.р., брат - *********., 1972 г.р.) зарегистрирован по месту жительства на основании договора передачи от 20.10.1992 N******** в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 77,9 кв.м., общей площадью 74,9 кв.м. , жилой площадью 46,3 кв.м. по адресу: ************. Собственниками без определения долей являются *********., *********.
Савченков А.Н., Савченкова А.Д., **********., *********. состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с 1994 года, учетное дело N **********, категория учета " сотрудники милиции"
- распорядительная часть добавлена пунктом 1.1 "В соответствии со ст.14, п.2 ч.1 ст.15 Закона г.Москвы N29 снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства Савченкова А.Н., Савченкову А.Д., ***********., ************., как обеспеченных площадью жилого помещения по норме предоставления, учетное дело NN *********
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст.ст. 50, 51, 55, 56 ЖК РФ, ст.ст.8, 14, 16, 20 Закона г.Москвы N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения в вязи с тем, что с предоставлением распоряжением от 15.07.2009 года члену семьи истцов Савченкову А.Н. однокомнатной квартиры площадью жилого помещения 39,3 кв.м. с учетом занимаемой истцами двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 52,1 кв.м. семья истцов из четырех человек подлежала снятию с жилищного учета , так как была обеспечена площадью жилого помещения по норме предоставления (на каждого члена семьи приходилось более 18 кв.м.). С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку однокомнатная квартира предоставлена Савченкову А.Н. на одного, а не в дополнение к занимаемой семьей истцов площади, что прямо следует из распоряжения.
Кроме того, оспариваемым распоряжением семья истцов снята с жилищного учета как обеспеченная площадью жилого помещения в связи с наличием у мужа ********** - ********** права пользования квартирой по адресу: **********, площадью жилого помещения 74,9 кв.м. Однако, данному обстоятельству судом первой инстанции оценка не дана.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Данное положение направлено на сохранение прав граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанное право прекращается только по основаниям, предусмотренным законом, в том числе, в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Такой случай наступает, в частности, при обеспеченности названных граждан жилой площадью по договору социального найма по действующим социальным нормам.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения, норма предоставления площади жилого помещения также составляет 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
В силу ст. 16 указанного Закона, не реже одного раза в пять лет уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы проводят перерегистрацию жителей г. Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. При выявлении в ходе перерегистрации жителей г. Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченные органы исполнительной власти г. Москвы принимают решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со ст. 15 указанного Закона.
Частью 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что к членам семьи заявителя (то есть лица, признанного нуждающимся в жилых помещениях) относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Из содержания п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с п. 2 ст. 1 этого же закона прямо следует, при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.
Ни ст. 9 Закона г. Москвы N 29, ни какой-либо другой нормой этого или иного закона не предусмотрено, что после того как гражданин был поставлен на жилищный учет, уровень его обеспеченности общей площадью жилого помещения в течение всего периода нахождения на жилищном учете следует определять с учетом жилой площади членов его семьи, которые на жилищном учете не состоят.
Кроме того, из содержания п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29 следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом, при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Наличие у супруга *********. - ************. права пользования квартирой по адресу: ************, принадлежащей его родителям на основании договора передачи от 20.10.1992 года, не повлекло изменение жилищных условий семьи истцов. Супруг ********* - ***********. на улучшение жилищных условий не претендует, в занимаемой истцами квартире не зарегистрирован, следовательно, права пользования квартирой истцов, расположенной по адресу: *********, не приобрел. Равным образом истцы в жилое помещение, правом пользования которым обладает Руденко А.Г., не вселялись и права пользования данным жилым помещением не приобрели, изменений в жилищных условиях у семьи истца не произошло.
После предоставления Савченкову А.Н., на одного, жилого помещения по адресу: ************ с оставлением истцов в двухкомнатной квартире по адресу: **********, жилищные условия истцов были улучшены, однако обеспеченность их площадью жилого помещения, с учетом выезда Савченкова А.В., составила 17,36 кв.м. на человека (52,1/3), что менее установленной норы предоставления, в связи с чем истцы не подлежат снятию с жилищного учета как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления. В связи с изложенным, распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы от 20.06.2014г. подлежит отмене в части снятия истцов с жилищного учета, а истцы подлежат восстановлению на жилищном учете.
При указанных обстоятельствах решение Пресненского районного суда г.Москвы от 22 апреля 2015 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Истцы, обращаясь в суд, просили признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы от 20.06.2014г. в полном объеме. Между тем, указанным распоряжением, помимо истцов, с жилищного учета по месту жительства также снят Савченков А.Н., которому была предоставлена однокомнатная квартира и который обеспечен площадью жилого помещения по норме предоставления.
С учетом указанного выше, требования истцов о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г.Москвы от 20.06.2014г. подлежат удовлетворению частично, оспариваемое распоряжение подлежит отмене в части снятия с жилищного учета истцов.
Поскольку снятие истцов с жилищного учета противоречит требованиям закона, истцы подлежат восстановлению на жилищном учете.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 22 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Савченковой А.Д., *********, *********, Савченковой Н.А. удовлетворить частично.
Отменить распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N ******** от 20.06.2014 года "О внесении изменений в распоряжение префектуры Зеленоградского административного округа города Москвы "О предоставлении жилой площади по договору социального найма гр. Савченкову А.Н. на одного" от 15.07.2009 г. N ************ в части снятия Савченковой Антонины Дмитриевны, ********, Савченковой Анжелы Александровны с жилищного учета.
Обязать Департамент городского имущества г.Москвы восстановить Савченкову Антонину Дмитриевну, *********, Савченкову Анжелу Александровну на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки, с 1994 года.
В остальной части иска - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.