Судья Михайлова Р.Б.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Гр.д. N33-17969
26 мая 2015 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.
и судей Грицких Е.А., Новиковой Е.А.
при секретаре Струкове А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиловой В.В. дело по частной жалобе ОАО "Святогор"
на определение судьи Московского городского суда от 27 апреля 2015 г., которым постановлено отказать Закрытому акционерному обществу "Святогор" в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером ххх, расположенного по адресу: ххх, установлении кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости,
установила:
ОАО "Святогор", будучи собственником нежилого здания с кадастровым номером ххх, расположенного по адресу: ххх, 21 апреля 2015 г. обратилось в Московский городской суд с заявлением о пересмотре результатов определения его кадастровой стоимости (ххх руб.), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
ОАО "Святогор" просило признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от ххх г. за Nххх, которым было отклонено заявление ЗАО "Святогор" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости; установить кадастровую стоимость нежилого здания, равной его рыночной стоимости (ххх руб. по состоянию на 1 января 2013 г.), определенной на основании отчета об оценке N ХХХ от ххх г., подготовленного ЗАО Аудиторская компания "ХОЛДИНГ-ИНВЕСТ-АУДИТ".
Судьей постановлено указанное выше определение, об отмене которого в частной жалобе просит ОАО "Святогор".
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения.
При вынесении определения судья исходил из того, что обращаясь за судебной защитой и заявляя приведенные выше требования, которые фактически направлены на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости, ОАО "Святогор" ссылается на то, что внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о кадастровой стоимости названного объекта капитального строительства нарушаются его права как налогоплательщика по налогу на имущество организаций, поскольку налоговая база по такому налогу исчисляется как кадастровая стоимость спорного здания в силу положений главы 30 Налогового кодекса РФ, ст.1.1 Закона г.Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", п.1804 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП.
В соответствии с правилами п.8 ч.1 ст.26 ГПК РФ рассмотрение дел о пересмотре кадастровой стоимости отнесено к подсудности суда города федерального значения по месту нахождения объекта недвижимости. Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, ст.24.18 этого закона определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее комиссия); решения комиссии могут быть оспорены в суде; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Принятое комиссией решение подлежит обжалованию с соблюдением правил подсудности, установленных п.8 ч.1 ст.26 ГПК РФ в порядке и сроки, предусмотренные главой 25 ГПК РФ, за исключением решения об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости; в силу ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оспаривание указанного решения предусматривается посредством предъявления требований о пересмотре кадастровой стоимости по правилам главы 23 ГПК РФ.
Настоящее заявление рассматривается судьей как требование о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ххх, расположенного адресу: ххх, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" в размере ххх руб. по состоянию на 1 января 2013 г., установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости (ххх руб.), определенной на основании отчета об оценке N ХХХ от ххх г., подготовленного ЗАО Аудиторская компания "ХОЛДИНГ-ИНВЕСТ-АУДИТ" также по состоянию на 1 января 2013 г.
Заявление предъявлено в суд 21 апреля 2015 г. и в нем ОАО "Святогор" просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые в настоящее время не являются актуальными, имеют статус "архивных" в связи с внесением к Государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденных в результате проведенной очередной государственной кадастровой оценки (постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве"), кадастровая стоимость здания изменилась и в настоящее время в общедоступном информационном ресурсе Государственный кадастр недвижимости внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости спорного здания по состоянию на 1 января 2014 г. в размере ххх руб. В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст.24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Согласно ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Кроме того, ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета; в течение десяти рабочих дней с момента получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно данной норме сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется. Поскольку ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в суд и в административный орган, то положения ст.24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в государственный кадастр недвижимости также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Таким образом, новая кадастровая стоимость, в том числе при установлении ее судом, может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта, однако, в случае, если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, то установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр.
Согласно ст.24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Учитывая установленную законом периодичность проведения государственной кадастровой оценки, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, в том случае если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости. В соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Ведение государственного кадастра недвижимости на основании принципа непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений исключает возможность оспаривания архивных сведений, за исключением случаев исправления технической и (или) кадастровой ошибки (ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.28 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости").
Оспариваемая ОАО "Святогор" кадастровая стоимость объекта в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки капитального строительства в городе Москве", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г.Москве по состоянию на 1 января 2014 г., в отношении спорного здания в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о его кадастровой стоимости; а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки спорного здания.
На основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ в принятии заявления надлежит отказать, архивная кадастровая стоимость не подлежит использованию и не может быть предметом рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
В частной жалобе указывается на то, что положения п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ в данном случае не подлежат применению; ОАО "Святогор" просит установить кадастровую стоимость в целях определения налоговой базы за 2014 год в размере рыночной стоимости здания, определенной по состоянию на 1 января 2013 г., при этом в комиссию ОАО "Святогор" обратилось в 19 декабря 2014 г., постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" не отвечает требованиям федерального законодательства.
Между тем, судья первой инстанции по приведенным выше мотивам правильно пришел к выводу о том, что установление судом кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости на 1 января 2013 г., не может повлиять на права и обязанности ОАО "Святогор" и обоснованно применил в связи с этим п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ. Ссылки на то, что удовлетворение настоящего заявления может повлиять на налогообложение ОАО "Святогор", не состоятельны, поскольку в случае внесения новых сведений в государственный кадастр, решение суда об изменении предыдущей стоимости уже не может быть внесено в государственный кадастр, что следует из положений ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности". Кроме того, согласно ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости; в рассматриваемом случае началом спора является временной период 2015 г., поскольку заявление в суд было предъявлено в 2015 г.; дата обращения в комиссию 19 декабря 2014 г. не является датой начала спора, поскольку, исходя из сформулированных требований, ОАО "Святогор" просил установить рыночную стоимость земельного участка именно в судебном порядке. Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" в установленном порядке не оспорено и недействующим не признано.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения по доводам частной жалобы.
При этом судебная коллегия учитывает, что неверное наименование заявителя ОАО "Святогор" в обжалуемом определении как ЗАО "Святогор", как следует из вводной части определения и материалов дела, представляет собой описку, которая может быть исправлена в порядке ст.200 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.329,334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Московского городского суда от 27 апреля 2015 г. оставить без изменения, частную жалобу ОАО "Святогор" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.