Судья: Цывкина М.А. Дело N33-18933
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Салтыковой Л.В.,
судей Дементьевой Е.И., Канивец Т.В.,
при секретаре Игнатовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Маркова С.И. по доверенности Зыбелевой Л.Д. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 27 января 2015 года, которым постановлено:
Иск Маркова Сергея Ивановича к ОСАО "РЕСО-Гарантия" о взыскании недоплаченных сумм при выплате страхового возмещения, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с ОСАО "РЕСО-Гарантия" в пользу Маркова Сергея Ивановича компенсацию морального вреда в размере *****рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОСАО "РЕСО-Гарантия" в бюджет города Москвы государственную пошлину за рассмотрение исковых требований не имущественного характера в размере ***** рублей,
установила:
Марков С.И. обратился в суд с иском к ОСАО "РЕСО-Гарантия" о взыскании недоплаченных сумм при выплате страхового возмещения, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что 13 января 2011 года Маркову С.И. в период военной службы, до истечения одного года после увольнения из органов ФТС России была установлена инвалидность.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 28.11.2013 года установленная истцу инвалидность бала признана страховым случаем по государственному контракту N ***** заключенному между ФТС России и ОСАО "РЕСО-Гарантия". По данному контракту Маркову С.И. 03.09.2014 года была произведена выплата страхового возмещения в размере *****рублей ***** копеек.
По расчетам истца, произведенным по справке 2НДФЛ, размер его годового денежного содержания составляет ***** руб., в связи с чем сумма страхового возмещения должна составлять ***** руб. ***** коп., ответчик же выплачивал страховое возмещение на основании справки Сахалинской таможни, согласно которой его годовое денежное содержание составляет ***** руб. ***** коп. Однако, расчет Сахалинской таможней произведен неправильно, так как в него включены не все виды денежных выплат.
Истец просил взыскать с ОСАО "РЕСО-Гарантия" в качестве доплаты страхового возмещения денежную сумму в размере *****рублей, а так же в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере *****рублей, поскольку в 2011 году ему необоснованно было отказано в выплате страхового возмещения.
Представитель истца по доверенности Зыбелева Л.Д. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика ОСАО "РЕСО-Гарантия" Куганов О.С. исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Федеральной таможенной службы России Скрипченко М.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении требования о взыскании недоплаченного страхового возмещения и изменении в части размера взысканной компенсации морального вреда просит представитель истца по доводам апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Сахалинской таможни в суд апелляционной инстанции не явился, по факсимильной связи предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя истца по доверенности Зыбелеву Л.Д., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя третьего лица Федеральной таможенной службы России Скрипченко М.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 23.12.2009 г. между Федеральной таможенной службой России и ОСАО "РЕСО-Гарантия" был заключен государственный контракт N ***** на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов РФ, неотъемлемой частью которого является Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов РФ, утвержденный начальником Главного управления тылового обеспечения ФТС России (от страхователя) и Генеральным директором ОСАО "РЕСО-Гарнтия" (от страховщика).
Решением Пресненского районного суда г.Москвы от 28.11.2013 г. установление истцу инвалидности 13.01.2011г. было признано страховым случаем и на ОСАО "РЕСО-Гарнтия" возложена обязанность произвести истцу выплату страхового возмещения.
03.09.2014г. ОСАО "РЕСО-Гарантия" произвело выплату истцу страхового возмещения в размере 1481753,9 рублей, расчет которого осуществило на основании справки Сахалинской таможни о годовом денежном содержании Маркова С.И., указанного в размере *****рублей.
С данными расчетами истец не согласен так как согласно имеющейся справки 2-НДФЛ за 2009 год и 2010 год сумма денежного содержания Маркова С.И. составляет *****рублей, в связи с этим сумма страхового возмещения должна составлять *****руб. 02 коп. (Расчет: *****рублей/ размер годового денежного содержания, рассчитанный истцом по справкам 2-НДФЛ/x2,5/ коэффициент, установленный государственным контрактом/ - *****рублей/ размер годового денежного содержания, определенный Сахалинской таможней/x2,5/ коэффициент, установленный государственным контрактом/= *****рублей)
Согласно п.5 ст.418 Таможенного кодекса Российской Федерации годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления страхового случая. Иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и страховой организацией.
В соответствии со ст.1 ФЗ N78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
В соответствии с ч.8 ст.1 ФЗ N78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" к дополнительным выплатам сотрудников относится: дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму; премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год; материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.
Конкретные условия и порядок расчета годового содержания таможенного органа определены в государственном контракте N ***** на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов РФ от 28.12.2008г.
Расчет годового денежного содержания Макарова С.И. был произведен Сахалинской таможней исходя из выплат, предусмотренных фондом оплаты труда на основании сведений, содержащихся в справках о его доходах (форма N 2-НДФЛ) за 2009 и 2010 годы.
При этом в указанный расчет не вошли разовые премии за выполнение особо сложных и важных заданий, установленные приказом ФТС России от 29 января 2007 года N 105 "О дополнительных выплатах сотрудникам таможенных органов Российской Федерации", а так же материальное стимулирование, предусмотренное приказом ФТС России от 11 октября 2007 г. N 1258 " Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования должностных лиц территориальных органов Федеральной таможенной службы" Согласно пояснению данному сотрудником Федеральной таможенной службы данные выплаты не входят в состав годового денежно содержания, поскольку их размер ничем не регламентирован и выплата производится за счет экономии денежных средств по фонду оплаты труда сотрудников таможенных органов.
Согласно п.7 приказа ФТС России от 29 января 2007 года N 105 "О дополнительных выплатах сотрудникам таможенных органов Российской Федерации", предусмотренные настоящим приказом выплаты производятся за счет экономии денежных средств по фонду оплаты труда сотрудников в пределах ассигнований, предусмотренных на выплату денежного довольствия лимитами бюджетных обязательств таможенных органов по соответствующим статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" с 01 января 2007 года и на период 2008-2010гг. для сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих территориального органа Федеральной таможенной службы введено материальное стимулирование в виде прими за качество исполнения ими должностных обязанностей по контролю за соблюдением таможенного законодательства, правильности исчисления, полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей в зависимости от критериев оценки эффективности их работы.
Согласно приказу ФТС России от 11.10.2007г. N 1258 "Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования должностных лиц территориальных органов Федеральной таможенной службы" материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется ежеквартально за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, в виде премий, выплачиваемых гражданским служащим таможенных органов при условии достижения соответствующими таможенными органами показателей эффективности их деятельности, утвержденных приказами ФТС России.
В соответствии с п.12 приказа ФТС России от 11.10.2007г. N 1258 "Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования должностных лиц территориальных органов Федеральной таможенной службы" начальник таможенного органа принимает решение о распределении средств материального стимулирования таможенного органа между его структурными подразделениями.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, применяя положения ст.418 Таможенного кодекса РФ, ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", суд пришел к выводу о том, что расчет годового денежного содержания истца, произведенный Сахалинской таможней, на основании справки которой производилась выплата страхового возмещения, является верным, в связи с чем предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований о взыскании недоплаченного страхового возмещения отсутствуют. С данным выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
С учетом положений ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда взыскано ***** рублей, поскольку ответчик нарушил установленный срок выплаты истцу страхового возмещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальное стимулирование отнесены ст.50 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ к дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания гражданского служащего, основанием к отмене состоявшегося по делу решения не являются, поскольку на основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. В пункте 8 указанной статьи установлены виды дополнительных выплат, к которым премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальное стимулирование не отнесены.
С доводами апелляционной жалобы том, что судом в качестве компенсации морального вреда в пользу истца взыскана сумма, которая не компенсирует истцу отрицательные эмоции в длящейся стрессовой ситуации, а причиняет дополнительные нравственные страдания, судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
По смыслу ст. ст. 151 и 1100 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные не имущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с п.8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Размер присужденной ко взысканию в пользу истца компенсации морального вреда соответствует требованиям законодательства о разумности и соразмерности. Оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 200 000 рублей, судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 27 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маркова С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.