Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Харитонова Д.М.,
судей Бурениной О.Н., Мисюры С.Л,
при секретаре **** А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бурениной О.Н. дело по апелляционной жалобе представителей Общероссийского общественного движения в защиту прав человека "За права человека" *** Л.А., *** Е.В., *** О.Д. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 марта 2015 года по делу по заявлению Общероссийского общественного движения "За права человека" об оспаривании решений и действий органа власти - Министерства Юстиции Российской Федерации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Общероссийское общественное движение "За права человека" (далее ООД "За права человека") обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и необоснованными выводов акта внеплановой проверки, проведенной Министерством Юстиции РФ о выполнении ООД "За права человека" функции иностранного агента, решения Министерства Юстиции РФ по внесению ООД "За права человека" в реестр "НКО выполняющих функции иностранного агента" и о нарушении ООД "За права человека" правил государственной регистрации в качестве "НКО выполняющего функции иностранного агента".
В обоснование указанных требований заявитель указал, что 19 декабря 2014 года Министерством Юстиции РФ был составлен акт проверки Общероссийского общественного движения в защиту прав человека (ООД) "За права человека", предметом которой являлось выявление наличия в деятельности движения признаком некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, по документам, представленным движением и по информации, полученной из других государственных органов и организаций.
В результате проверки, проведенной за период с 01 марта 2013 года по 23 ноября 2014 года, было принято решение о включении ООД в защиту прав человека "За права человека" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С данными выводами заявитель не согласен, поскольку движение было создано 20 ноября 1997 года, был утвержден Устав движения, Министерством Юстиции России 13 марта 1998 года было принято решение о государственной регистрации движения, сведения о движении были внесены в ЕГРЮЛ 18 января 2003 года.
Согласно Устава организации, целями движение являются становление правового государства и развитие гражданского общества через объединение усилий для практического обеспечения прав человека и гражданина, формирование правого сознания и повышения общественной активности граждан. Для этого движение реализует такие задачи как привлечение российских граждан к активной общественной деятельности, разрабатывает и содействует реализации программ общественного экономического и государственного развития, ведет борьбу с коррупцией и нарушением прав граждан РФ посредством пропаганды, работы по распространению идей открытого гражданского общества среди граждан РФ, взаимодействия между некоммерческими организациями, разработки принятия законов, иных нормативных актов, оказание помощи некоммерческим организациям, деятельность которых содействует развитию гражданского общества в России.
Движение имеет право, в том числе: участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах предусмотренном действующим законодательством; учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность: представлять и защищать свои права и законным интересы своих участников, а также других организаций и граждан, включая граждан и законные интересы лиц, находящихся в местах лишения свободы, отбывающих наказание, находящихся в закрытых учреждениях, выступать с инициативами по различным вопросам, вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления; учреждать другие некоммерческие организации.
Источником формирования имущества движения являются благотворительные пожертвования, включая зарубежные, в том числе носящие целевой характер, представляемые гражданами и юридическими лицами в денежно и натуральной форме, добровольные взносы и пожертвования, а также иные не запрещенные законом поступления.
В ходе проведения проверки было установлено, что на расчетный счет Движения, за период с 2013 по 2014 года, поступили денежные средства от иностранных источников, а также то обстоятельство, что Движение размещало в издаваемой им печатной продукции агитационную информацию, направленную на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами соответствующих решений, а также принимало участие в подготовке предложений о внесении изменений в законодательство РФ, то есть осуществляло политическую деятельность, что послужило основанием для принятия решения о наличии в деятельности Движения признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и необходимости включения Движения в реестр некоммерческих организаций выполняющих функции иностранного агента, а также возбуждению дела об административном правонарушении.
Данные выводы заявитель считает не состоятельными, а деятельность Движения подпадающей под действия Устава.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 марта 2015 года постановлено: В удовлетворении заявления Общероссийского общественного движения "За права человека" об оспаривании решений и действий органа власти - Министерства Юстиции Российской Федерации, отказать.
В апелляционной жалобе представители Общероссийского общественного движения в защиту прав человека "За права человека" ставят вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представители Общероссийского общественного движения в защиту прав человека "За права человека" *** Е.В., *** О.Д., доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве - *** Т.В., просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Общероссийского общественного движения в защиту прав человека "За права человека", представителя Министерства Юстиции Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрено, что общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях". и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно ст. 38 Федерального закона "Об общественных объединениях", орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.
В соответствии со ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства. Соблюдение законодательства в сфере, регламентирующей деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, напрямую затрагивает вопросы национальной безопасности и общественного порядка, в связи с чем, суд признает, что оспариваемые решения и действия Министерства Юстиции РФ соответствуют требованиям, содержащимся и в нормах международного права.
Согласно требованиям п. 4.1-4.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"., контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является, в том числе и наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
19 декабря 2014 года на основании распоряжения Министерства Юстиции РФ от 12 ноября 2014 года N 1787-р была проведена внеплановая документарная проверка за 2013-2014 года Общероссийского общественного движения защиты прав человека "За права человека".
Данной проверкой установлено, что20 ноября 1997 года утвержден Устав Движения с наименованием Общероссийское общественное движение "За права человека". 25 мая 2014 года решением седьмого Внеочередного съезда внесены изменения в Устав и принято решение об изменении наименования на Общероссийское общественное движение защиты прав человека "За права человека".
13 марта 1998 года Министерством Юстиции РФ принято решение о государственной регистрации Движения за учетным номером 0012020099(3495). 18 января 2003 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о Движении за номером ОГРН 1037739134432.
27 августа 2014 года Министерством Юстиции РФ было принято решение о государственной регистрации изменений, внесенных в Устав Движения и впоследствии внесений изменений в ЕГРЮЛ связанные с изменениями, вносимыми в учредительные документы Движения.
18 января 2003 года были внесены сведения об исполнительном директоре Движения - *** Л.А., в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, что подтверждается п. 6.3 Устава. Иные лица, имеющие право действовать без доверенности Уставом, не предусмотрены.
Согласно положениям устава, исполнительный директор Движения решает все вопросы, связанные с деятельностью Движения, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции Съезда и Совета Движения.
Согласно раздела 10 Устава (в редакции 2014 года), движение может иметь в собственности здания, сооружения, строения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности Движения, определяемой настоящим Уставом. В собственности движения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Движения, в соответствии с его уставными целями. Имущество Движения формируется на основе: добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых в соответствии с Уставом Движения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности Движения, гражданско-правовых сделок, внешнеэкономической деятельности Движения, других, не запрещенных законом поступлений.
Согласно письму Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) от 27 августа 2014 года N 06-02-03/176898, Движением были получены денежные средства из иностранных источников финансирования **** руб.;
11 марта 2013 года получено ***руб. *** коп. (*** долларов США) из
Швейцарии от ****;
25 ноября 2013 года получено *** руб. *** коп. (**** долларов США), из
США от "****".
Согласно отчету Движения, представленному в Министерство Юстиции 17 апреля 2014 года по итогам 2013 года, Движением получены денежные средства из иностранных источников финансирования на сумму **** руб.
Движением также были представлены выписки из лицевого валютного счета N **** (в долларах США) в Московском банке ОАО "Сбербанк России" дополнительный офис N **** и иные банковские документы по получению Движением денежных средств от иностранных организаций и граждан, согласно которым, на вышеуказанный счет:
11 марта 2013 года поступили денежные средства в сумме *** долларов США от *** в качестве пожертвования, отправленные **** (банковский ордер N **** от 15 марта 2013 года);
10 октября 2013 года денежные средства в сумме **** долларов США от **** в качестве благотворительного взноса на уставные цели, подписанное финансовым директором ***, Вашингтон, США.
11 апреля 2014 года поступили денежные средства в сумме *** долларов США от ***. США, Нью-Йорк в качестве пожертвования на уставные цели (банковский ордер N **** от *** 2014 года);
23 апреля 2014 года денежные средства в размере *** долларов США от ****, США, Нью-Йорк, в качестве пожертвования на уставные цели.
В ходе проверки Движением были представлены выписки из протоколов Совета Движения от 01 января 2013 года и 13 января 2014 года, финансовый план на 2013-2014 года. Советом Движения были утверждены программы деятельности Движения на 2013-2014 года, которые включили в себя грантовые соглашения, пожертвования, благотворительные взносы.
Движением были заключены договора о предоставлении гранта N 544-13 от 21 октября 2013 года, заключенный между РОО "Институт проблем гражданского общества" и Движением с целью реализации социально значимого проекта "Гражданский омбудсмен" на сумму 5 000 000 руб., сроком исполнения до 10 октября 2014 года, с предоставлением итогового отчета до 10 октября 2014 года.
Гранд N 2 предоставлен Грандодателем на основании конкурса в рамках исполнения распоряжения Президента РФ от 29 марта 2013 года N 115-рп "Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты участвующие развитии институтов гражданского общества". По реализации данного отчета Движением были представлены на проверку отчеты о реализации проекта за весь период, отчет о выполнении календарного плана, финансовый отчет с приложением реестра документов, согласно которым денежные средства израсходованы на заработную плату штатных сотрудников проекта, оплату труда привлеченных специалистов, начисления и отчисления с фонда оплаты труда, издание и распространение бюллетеня, проведение семинаров, административные расходы, приобретение техники, банковские расходы, коммунальные услуги.
Согласно отчету о выполнении календарного плана, информация и материалы по использованию Гранда N 2 размещались на сайте Движения, видео - ролики на темы, касающиеся прав человека размещались на сайте интернет - телевидения, изданы номера Вестника "В защиту прав заключенных", ноябрь-декабрь 2013 года N 6-7, февраль-апрель 2014 года N 1-2. которые были распространены Движением в Прокуратуры РФ. руководителям территориальных органов ФСИН России, руководителям учреждений, исполняющих наказание, в которых было указано, что издателями являются Движение и Фонд "В защиту прав заключенных", главным редактором Вестника является ***. При этом в данных Вестниках, в рубликах, подписанных *** Л.А., указано на необходимость проведения реформы ФСИН Росси, внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие подзаконные нормативно-правовые акты изменению кадровой политики, обсуждение проекта Федерального Закона "Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", опубликованы обращения по внесению нового порядка взаимодействия государственных органов (Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека РФ) при расследовании определенных категории преступлений, обязать ФСИН России ратифицировать соглашение, внести изменение в Уголовный кодек РФ, касающийся сохранности человек, помещаемого в местах принудительного содержания.
Договор о предоставлении Гранта N 12/2013 от 31 января 2014 года, заключенного между ООД "Гражданское движение" и Движением в лице *** Л.А. с целью реализации социально значимого проекта "Право-инкубатор для правозащитников" на сумму *** руб., сроком исполнения до сентября 2014 года с предоставлением итогового финансового отчета об использовании средств до 25 октября 2014 года.
Гранд N 3 предоставлен Грандодателем на основании конкурса в рамках исполнения распоряжения Президента РФ от 18 сентября 2013 года N 348-рп "Об обеспечении в 2013 года государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина".
Движением проверке были представлены документы по реализации Гранта N 3, а именно отчет о реализации проекта за периоды с 01 февраля по 30 сентября 2014 года и с 01 июня по 30 сентября 2014 года, отчеты о выполнении календарного плана, финансовый отчет с приложением реестра документов. Согласно которым денежные средства, выделенные Грандодателем израсходованы на заработную плату сотрудникам проекта, начисления и отчисления с фонда оплаты труда, приобретение офисного оборудования, расходные материалы, канцтовары, производство печатной продукции; проведение семинаров, круглых столов, пресс-конференций, банковские расходы.
Также, одним из пунктов выполнения календарного плана гранта N 3 издан номер Вестника "В защиту прав заключенных", май-июнь 2014 года N 3-4, распространенные Движением по почте, также изготовлены и распространены печатная продукция: брошюры "Тупик репрессивной наркополитики в России", ноябрь 2013 года, "Капитальный ремонт многоквартирного дома. Новое в Жилищном кодексе РФ. Вопросы и ответы", сборник материалов "Российский ГУ ЛАК: убийство и пытки 2011-2014". 20 февраля 2014 года. которые также содержат статьи политического характера.
Кроме того, при осуществлении мониторинга и изучения информации о деятельности Движения, на официальном сайте МИГ "Интерфакс" Министерством Юстиции РФ было установлено, что исполнительный директор *** Л.А., 08 мая 2013 года принимал участие в пресс-конференции, проводимой в центральном офисе "Интерфакс" по теме "Судьба НКО под вопросом", что подтверждается письмом от 09 декабря 2014 года, пописанным исполнительным директором ЗАО "Интерфакс" *** Г.Г. В ходе пресс-конференции *** Л.А. допускал высказывания, направленные на формирование общественного мнения в отношении государственной политики по вопросам некоммерческих организаций, признающихся в качестве иностранных агентов, которая ведет к уничтожению независимого гражданского общества". *** Л.А. предложено создать совместно российско-американский фонд поддержки правозащитного движения. кураторство которого осуществлялось бы представителями государственных правозащитных структур - уполномоченным по правам человека и советом по правам человека при Президенте РФ.
Все вышеуказанные статьи, опубликованные в Вестниках и брошюрах, а также публичное выступление *** Л.А., в том числе как исполнительного директора Движения, по мнению Министерства Юстиции РФ носили политический характер, направленный на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики.
Данный факт подтверждается представленным Министерством Юстиции РФ экспертным заключением Санкт-Петербургского государственного университета, согласно выводам которого, рассматриваемые материалы кроме информационного характера могут рассматриваться и как публичные обращения Движения к органам государственно власти, носят характер направленного влияния на общественное мнение, имеют цель влиять на принимаемые государственными органами РФ решения и соответственно имеют признаки политической деятельности, в их содержании указано на необходимость изменения именно государственной политики в сфере борьбы с наркоторговлей и содержанием пенитенциарной системы.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что Министерство Финансов РФ располагало достаточными данными для, полученными в результате проверки, свидетельствующими о допущенных ООД "За права человека" нарушениях требований законодательства о некоммерческих организациях, действия Министерства Юстиции РФ при проведении проверки Общероссийского общественного движения "За права человека" осуществлены в пределах предоставленных законом полномочий и не противоречат требованиям закона, соответствуют положениям международных правовых актов, выводы акта основаны на всестороннем и полном исследовании представленных заявителем документов и запрошенных материалов.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку их содержание сводится к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании перечисленных выше законоположений, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.