Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Харитонова Д.М.,
судей Мисюры С.Л., Бурениной О.Н.,
при секретаре А.В. ****,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.Н. Бурениной дело по апелляционной жалобе представителя Региональной общественной организации "Татарская национально-культурная автономия г. Москвы" *** Н.Н. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 марта 2015 года по делу по заявлению Региональной общественной организации "Татарская национально-культурная автономия г. Москвы" о признании незаконным отказа Главного Управления Министерства Юстиции по г. Москве в государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Региональная общественная организация "Татарская национально-культурная автономия г. Москвы" (далее-РОО ТНКА г. Москвы) обратилась в суд с требованиями о признании незаконным отказа Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Москве от 22 октября 2014 N *** в государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, вносимых в учредительные документы, а также изменений в сведения о Региональной общественной организации - Татарская национально-культурная автономия города Москвы, вносимых в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕРГЮЛ; обязании Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве провести государственную регистрацию изменений в сведения о некоммерческой организации, вносимых в учредительные документы, а также изменений в сведения о Региональной общественной организации -Татарская национально-культурная автономия города Москвы, вносимых в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕРГЮЛ.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 22 июня 2014 г. была проведена Внеочередная конференция РОО ТНКА г.Москвы, на которой были приняты решения, в том числе о внесении изменений в Устав РОО ТНКА г.Москвы и об избрании нового Председателя РОО ТНКА г.Москвы.
Региональная общественная организация - Татарская национально-культурная автономия города Москвы обратилась в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с заявлениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, с приложенными документами.
22 октября 2014 г. письмом N *** было отказано в государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, вносимых в учредительные документы, по мотиву наличия сомнений в правомочности проведенной Конференции Автономии и принятых на ней решений; отсутствия подписи заявителя в пункте 5 Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице (Форма Р 14001).
С указанным отказом заявитель не согласен, поскольку ответ не содержит пояснений, какая информация, в представленных на регистрацию документах, является недостоверной, подпись заявителя была заверена нотариусом.
Таким образом, у Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а также изменений в сведения о РОО ТНКА г.Москвы, вносимых в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕРГЮЛ, на основании статьи 23 Федерального Закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 марта 2015 года постановлено: в удовлетворении исковых требований Региональной общественной организации "Татарская национально-культурная автономия г. Москвы" к Главному Управлению Министерства Юстиции по г. Москве о признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации отказать.
В апелляционной жалобе представителем РОО ТНКА г. Москвы *** Н.Н. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель РОО ТНКА г. Москвы *** Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Министерства Юстиции по г. Москве *** Д.В. в судебном заседании против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражал, находя решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя РОО ТНКА г. Москвы *** Н.Н., представителя Министерства Юстиции по г. Москве *** Д.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В соответствии со статьей 117 ГК РФ общественные организации (объединения) являются некоммерческими организациями. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) как участников отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ, определяются законом.
Деятельность некоммерческих организаций на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ.
Согласно статье 23 ФЗ "О некоммерческих организациях" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.
Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5, приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ "Об общественных объединениях", в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:
1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;
4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что 22 июня 2014 г. была проведена Внеочередная конференция РОО ТНКА г.Москвы, на которой были приняты решения, в том числе о внесении изменений в Устав РОО ТНКА г.Москвы и об избрании нового Председателя РОО ТНКА г.Москвы.
Региональная общественная организация - Татарская национально-культурная автономия города Москвы обратилась в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с заявлениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, представив ответчику Заявление о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица (Форма Р 13001) и Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице (Форма Р 14001). В соответствии с пунктами 5.17.5 параграфа V и 2.21.6 параграфа VII Требований.
Письмом N 77/03-43011 от 22 октября 2014 г. Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве заявителю было отказано в государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, вносимых в учредительные документы, ввиду предоставления заявителем недостоверной информации, а именно: в комплекте документов, представленном в Главное управление от 23.09.2014 (N 5546) представлен протокол Внеочередной конференции Организации от 22.06.2014 на заседании которой присутствуют представители от двенадцати местных татарских автономий города Москвы:
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия Восточного административного округа г. Москвы;
Общественной организации Татарская национально - культурная автономия татар Юго - Восточного административного округа г. Москвы;
Местной общественной организации "Татарская национально - культурная автономия Академического района Юго - Западного административного округа г. Москвы";
Местной общественной организации - "Татарская национально - культурная автономия района Бибирево Северо - Восточного административного округа города Москвы";
Местной общественной организации Татарская национально - культурная автономия района Беговой Северного административного округа города Москвы";
Местной общественной организации Татарская национально - культурная автономия района Коптево Северного административного округа г. Москвы";
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Отрадное Северо - Восточного административного округа города Москвы";
Местной общественной организации Татарская национально - культурная автономия района Южнопортового Юго - Восточного административного округа города Москвы";
Местной татарской национально - культурной автономии Юго - Западного административного округа г. Москвы;
Местной татарской национально - культурной автономии Западного административного округа г. Москвы;
Татарской местной национально - культурной автономии Южного административного округа г. Москвы;
Местной общественной организации - "Татарская национально - культурная автономия Пресненского района Центрального административного округа города Москвы".
В тоже время в Главное управление из Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции российской Федерации 14.10.2014 вх. N *** поступило обращение от председателей тринадцати местных татарских автономий города Москвы, а именно:
Местной общественной организации - Татарская, национально - культурная автономия района Некрасовка Юго - Восточного административного округа города Москвы" *** Р.Х,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Ясенево Юго - Западного административного округа города Москвы" *** А.Ш.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Кузьминки Юго - Восточного административного округа города Москвы" *** В.Ю.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Люблино Юго - Восточного административного округа города Москвы" **** Р.Ж.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Замосковоречье Центрального административного округа города Москвы" *** Р.А.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Гольяново Центрального Восточного административного округа города Москвы" *** Р.С.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия Бабушкинского района Северо-Восточного административного округа города Москвы" *** А.А.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Текстильщики Юго - Восточного административного округа города Москвы" *** Н.Х.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Северное Измайлово Восточного административного округа города Москвы" *** М.З.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Москворечье - Сабурово Южного административного округа города Москвы" *** М.И.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Орехово - Борисово Северное Южного административного округа города Москвы" *** Р.И.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия Преображенского района Восточного административного округа города Москвы" *** Т.Р.,
Местной общественной организации - Татарская национально - культурная автономия района Бирюлево - Восточное Восточного административного округа города Москвы" *** Р.Р. с информацией о том, что Внеочередная конференция Автономии от 22.06.2014 проведена незаконно.
Указанное не позволило Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Москве сделать однозначный вывод о правомочности проведенной Конференции Организации и принятых на ней решениях.
Кроме того, в нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (Приложение N 20 к приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 **** "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств") в пункте 4 Заявления о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица (Форма Р 13001), в пункте 5 Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице (Форма Р 14001) отсутствует подпись заявителя.
Оценивая основания отказа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве применительно к ст. 23 Закона РФ "Об общественных объединениях", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого заявителем отказа государственного органа незаконным.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такой позицией суда, поскольку отсутствие подписи заявителя в пункте 4 Заявления о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица (Форма Р 13001) и в пункте 5 Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице (Форма Р 14001) является самостоятельным основанием, предусмотренным п. 2 ст. 23 Закона РФ "Об общественных объединениях" для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации РОО ТНКА г. Москвы, не зависимо от обоснованности решения регистрирующего органа о недостоверности представленной информации.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции принципов состязательности и равноправия сторон противоречат материалам дела и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку дело рассмотрено судом с соблюдением положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих рассмотрение дел вытекаюших из публичных правоотношениях.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, в представленных суду ГУ Минюста РФ по Москве копиях заявления о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица (Форма Р 13001) и заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице (Форма Р 14001) отсутствуют подписи заявителя в пунктах 4 и 5 соответственно. Достоверность указанных доказательств сомнений не вызывает, так как указанные заявления содержат отметку специалиста Минюста о получении заявлений 23.09.2014 г., в то время, как представленные заявителем копии с заверенными нотариусом подписями заявителя в указанных пунктах такой отметки не содержат.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергает выводы суда первой инстанции и не содержит оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.