Судья Рубцова Н.В.
Гр. дело N 33-23956/15
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18.08.2015 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Рачиной К.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 24.03.2015 г., по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ш. к военному комиссариату Московской области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2013 г. - отказать,
установила:
Военный комиссариат Московской области обратился в Красногорский городской суд Московской области с иском к Ш. о взыскании незаконно выплаченной пенсии, сославшись на то, что ответчик после увольнения с военной службы поступил на службу в таможенные органы, однако не сообщил о данном обстоятельстве в пенсионный орган, вследствие чего незаконно продолжа получать пенсию за выслугу лет как военнослужащий в отставке. Шутов А.Г. обратился в суд со встречным иском к Военному комиссариату Московской области (далее-ВК МО) об обязании восстановить в полном объеме допущенное нарушение прав на получение пенсии, о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с *** г.
В обоснование исковых требований указал, что он проходил военную службу, после увольнения ему была назначена пенсия за выслугу лет. Он работает в таможенных органах, однако полагает, что выплата ему пенсии была приостановлена ответчиком в нарушении действующего законодательства, так как ни в одном законодательством акте нет запрета на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ гражданином, работающим в таможенных органах, а также нет положений о приостановлении выплаты пенсии в случае поступления на таможенную службу.
Определением суда от 22 мая 2014 г. исковые требования ШГ. выделены в отдельное производство и определением от 05 июня 2014 г. гражданское дело по иску Ш. к военному комиссариату Московской области о возобновлении выплаты пенсии направлено по подсудности в Зюзинский районный суд г. Москвы.
Истец и его представитель Б. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Военный комиссариат Московской области о дате и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя в суд не направил.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы Ш., ссылаясь на незаконность данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Ш., поддержавшего доводы жалобы, представителя военного комиссара Московской области Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ш. проходил военную службу, с ***г. ему назначена пенсия за выслугу лет (л.д.20).
*** г. Ш. был принят на службу в региональное таможенное управление организации силового обеспечения и ему было присвоено специальное звание полковника (л.д.63,64).
***г. Ш. выдано удостоверение полковника таможенной службы заместителя начальника Центральной базовой таможни-начальника службы таможенной охраны (л.д.21).
С ***г. выплата пенсии за выслугу лет Ш. была прекращена.
Отказывая Ш. в удовлетворении исковых требований о возобновлении выплаты пенсии, суд исходил из того, что, согласно ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) "О службе в таможенных органах Российской Федерации", пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей, т.е. в соответствии Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии с частью 1 статьи данного Закона лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. В силу части 2 статьи 6 приведенного выше Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий во время службы приостанавливается.
При этом суд не учел, что в ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен исчерпывающий перечень видов службы, которые в соответствии с п. "а" ст. 13 (для лиц, имеющих выслугу 20 лет и более) данного Закона засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии; служба в таможенных органах в этом перечне отсутствует.
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
Таким образом, выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Судебная коллегия находит обоснованным довод кассационной жалобы Ш. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Павлова В.В. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П.
Исходя из изложенного правовых оснований для приостановления выплаты пенсии Ш. у военного комиссариата Московской области не имелось.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права.
Исходя из установленных обстоятельств, по делу должно быть постановлено новое решение об удовлетворении исковых требований Ш. о возложении на ответчика обязанности возобновить выплату ему пенсии по выслуге лет с 01.02.2013 г.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 24.03.2015 г. отменить. Постановить по делу новое решение.
Обязать Военный комиссариат Московской области возобновить выплату пенсии Ш с ***г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.