Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего А.Н. Пономарёва, судей В.В. Ставича, В.В. Лукьянченко, при секретаре Ю.А. Маркеловой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе И.Н. Кочергина на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2015 года по делу по заявлению И.Н. Кочергина к начальнику отдела УФМС района Северное Тушино г. Москвы, УФМС по г. Москве об аннулировании свидетельств о регистрации по месту пребывания, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
И.Н. Кочергин обратился в суд с указанным выше заявлением, уточнённым в порядке ст. 39 ГПК РФ, к начальнику отдела УФМС района Северное Тушино г. Москвы, УФМС по г. Москве, С.Х. Шамсудовой (Эльбазуровой), И.Х. Шамсудову, З.В. Самханову, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для регистрации посторонних лиц по месту временного пребывания в квартире, в которой ему принадлежит 67/100 долей в праве собственности.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2015 года в удовлетворении требований И.Н. Кочергина к начальнику отдела УФМС района Северное Тушино г. Москвы, УФМС по г. Москве об аннулировании свидетельства N *** о регистрации С.Х. Шамсудовой (ранее - Эльбазуровой) по месту пребывания по адресу *** и об аннулировании свидетельства о регистрации по месту пребывания N *** о регистрации И.Х. Шамсудова по месту пребывания по адресу *** отказать.
В апелляционной жалобе И.Н. Кочергина ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии начальник отдела УФМС района Северное Тушино г. Москвы - Е.С. Серебрич просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав начальника отдела УФМС района Северное Тушино г. Москвы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, установленные п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Установлено, что И.Н. Кочергин является владельцем комнат размером 9 кв.м. и 14,43 кв.м. в квартире ***дома *** по ул. *** г. Москвы, в которой ему принадлежит 67/100 доли в праве собственности на названное жилое помещение.
На основании заявления З.В. Самханова в другой комнате, размером 10,9 кв.м., отделом УФМС района Северное Тушино г. Москвы были зарегистрированы по месту временного пребывания на период с 11 февраля 2014 года по 9 февраля 2017 года И.Х. Шамсудов, С.Х. Шамсудова (Эльбазурова), основанием для чего послужили заявление З.В. Самханова о временное регистрации, представленные им копия договора дарения от 27 октября 1997 года 33/100 долей квартиры, заключённого в его пользу, а также финансовый лицевой счет, оформленный отдельно на комнату размером 10,9 кв.м.
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что нормы действующего законодательства не нарушены должностными лицами миграционной службы.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета (далее - Правила).
Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 24 июля 1995 г., N 30, "Российской газете" от 27 июля 1995 года.
Правила действуют с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 512, от 14 февраля 1997 г. N 172, от 12 марта 1997 г. N 290, от 16 марта 2000 г. N 231, от 14 августа 2002 г. N 599, от 22 декабря 2004 г. N 825, от 28 марта 2008 г. N 220, от 8 сентября 2010 г. N 688, от 11 ноября 2010 г. N 885, от 26 октября 2011 г. N 869, от 16 апреля 2012 г. N 312, от 21 мая 2012 г. N 493, от 23 июня 2014 г. N 581, от 15 августа 2014 г. N 809, от 24 декабря 2014 г. N 1469, от 5 марта 2015 г. N 194.
Пунктом 9 Правил в редакции, действовавшей на момент осуществления регистрации, устанавливалось, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Детальное урегулирование Правил содержится в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённом Приказом Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. N 288 (в дальнейшем - Административный регламент).
На момент возникновения спорных правоотношений Административный регламент действовал в редакции Приказа Федеральной миграционной службы от 15 июля 2013 г. N 311.
В соответствии с абз. 5 п. 17 Административного регламента лицами, ответственными за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями (далее - собственники жилых помещений), или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
Гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, до истечения указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к лицам, ответственным за приём и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения (п. 55 Административного регламента).
Гражданин представляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, а при его отсутствии - собственнику жилого помещения:
заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 2 к Регламенту), подписанное гражданином и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Подписи заявителя и собственника (нанимателя) жилого помещения заверяются должностным лицом, ответственным за регистрацию;
документ, удостоверяющий личность (предъявляется заявителем в целях идентификации получателя государственной услуги);
документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента (п. 25.1 Административного регламента).
При направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1ПР (приложение N 2 к Регламенту), подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин также представляет копию документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо должностным лицом, ответственным за регистрацию. (п. 25.2 Административного регламента).
При представлении в орган регистрационного учета заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа через Единый портал заявитель одновременно подает копии документа, являющегося основанием для временного проживания в заявленном им жилом помещении в электронной форме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента (п. 25.3 Административного регламента).
Данный перечень документов является исчерпывающим.
При поступлении заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 2 к Регламенту) лица, ответственные за регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия, составленными в 2 экземплярах, поквартирной карточкой по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или домовой (поквартирной) книгой по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), в орган регистрационного учёта (п. 57 Административного регламента).
Кроме того, упомянутым законоположением утверждён Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, к числу которых относится, в том числе нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с этим право выбора гражданином места жительства и места пребывания и вытекающие из него отношения регистрации по месту жительства или временного пребывания не должны приводить к нарушению прав собственников жилых помещений.
Согласно п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Жилищным законодательством установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 2 и части 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, данным Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 41 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.
Из приведённых выше норм права следует, что порядок использования общего имущества в коммунальной квартире Жилищным кодексом Российской Федерации не урегулирован. В связи с этим в соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса РФ к этим отношениям применяются нормы Гражданского кодекса РФ об общей долевой собственности, в частности нормы статей 246 и 247 Гражданского кодекса РФ.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников (пункт 1 статьи 246 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Таким образом, законодатель, предусмотрев право собственника жилого помещения по передаче его в наём гражданам по договору найма либо по иным правовым основаниям обусловил возможность осуществления этого права как необходимостью соблюдения интересов соседей, так и необходимостью соблюдения требований гражданского законодательства и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания приведённых норм собственники комнат в коммунальной квартире правомочия владения и пользования общим имуществом в коммунальной квартире должны осуществлять по соглашению.
Предоставление собственником комнаты в коммунальной квартире по гражданско-правовым договорам либо вселение в качестве члена семьи с регистрацией по месту жительства или временного пребывания предполагает, что эти лица будут пользоваться и общим имуществом в коммунальной квартире, а поскольку данное имущество находится в общей долевой собственности, то для обеспечения баланса интересов участников долевой собственности вопрос о пользовании общим имуществом жильцами комнаты необходимо согласовать с другими собственниками жилых помещений в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела, какого-либо соглашения между собственниками комнат в коммунальной квартире о порядке пользования общим имуществом квартиры (кухней, коридором, туалетом и ванной) не заключалось.
Более того, З.В. Самханов не является лицом, самостоятельно осуществляющим управление своим жилым помещением, как того требует Административный регламент в качестве необходимого условия регистрации на жилой площади без согласия других лиц.
Размер жилой комнаты - 10,9 к.м., в которой З.В. Самханов зарегистрировал 9 человек, свидетельствует о том, что проживание всех этих лиц невозможно, а потому регистрация вопреки требованиям закона носит формальный характер и это лишает её качества государственной услуги.
Отсутствуют в деле и доказательства, подтверждающие представление З.В. Самхановым в органы миграционной службы надлежащим образом заверенного договора дарения либо документа о государственной регистрации его права собственности на долю в квартире, а также названных в ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ документов, свидетельствующих о наличии правовых оснований для вселения и, соответственно, регистрации по месту пребывания иных лиц. Не представлено в дело и документов применительно к нормам ст. 31 Жилищного кодекса РФ, подтверждающих, что вселённые им в коммунальную квартиру лица являются членами его семьи.
Однако приведённые законоположения к спорным отношениям сторон применены не были ни органами миграционной службы, ни судом, а обстоятельства, имеющие значение, должным образом судом не установлены и не исследованы.
При таком положении вывод суда о том, что нормы действующего законодательства при регистрации граждан по месту пребывания не нарушены, не основан на праве и материалах дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления в части признания незаконными свидетельства N *** и N *** о регистрации соответственно С.Х. Шамсудовой (ранее - Эльбазуровой) и И.Х. Шамсудова по месту пребывания по адресу: ***
В остальной части требований - об аннулировании указанных свидетельств и вынесении судом частного определения, в удовлетворении заявления надлежит отказать как не основанных на законе.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2015 года отменить и вынести новое решение, которым заявление И.Н. Кочергина удовлетворить частично, признав незаконным свидетельства N *** и N *** о регистрации соответственно С.Х. Шамсудовой (ранее - Эльбазуровой) и И.Х. Шамсудова по месту пребывания по адресу: ***, выданные отделом УФМС района Северное Тушино г. Москвы; в остальной части в удовлетворении заявления И.Н. Кочергина отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.