Судья Жедачевская Н.И.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пономарёва А.Н.
судей Бурениной О.Н., Ставича В.В.,
при секретаре Сытине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе заявителя __А.П. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления __ А.П. об оспаривании отказа отдела УФМС России по г. Москве по району Хорошево-Мневники в регистрации по месту жительства и обязании зарегистрировать по месту жительства,
установила:
_.. А.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Отдела УФМС России по г. Москве по району Хорошево-Мневники в регистрации по месту жительства, ссылаясь на то, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от _.. 2014 года он является собственником __ доли домовладения по адресу: __ _.. А.П. обратился в Отдел УФМС России по г. Москве по району Хорошево-Мневники с заявлением о регистрации по месту жительства по указанному адресу, однако получил отказ со ссылкой на то, что деревня _..подлежит сносу действует запрет на производство регистрационных действий. Считает данный отказ незаконным, т.к. указанное домовладение он выбрал своим местом жительства и представил все документы.
Суд первой инстанции постановил вышеназванное решение, об отмене которого просит заявитель _.. А.П. по тем основаниям, что суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и судом существенно нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель заинтересованного лица Отдел УФМС России по г. Москве по району Хорошево-Мневники, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. В связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя _.. А.П. и его представителя _.. В.И., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что _. А.П. является собственником _..доли в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: __ что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
__ А.П. обратился в Отдел УФМС России по г. Москве по району Хорошево-Мневники с заявлением о регистрации по месту жительства в жилой дом, расположенный по адресу: _..
Письмом начальника Отдела по району Хорошево-Мневники _..И.В. от 3 марта 2015 года N___. А.П. разъяснено, что регистрация граждан по месту жительства в деревне Терехово запрещена, т.к. вышеназванная деревня на основании Постановления Правительства Москвы от 7 марта 2006 года г. за N150-ПП подлежит сносу, Главой Управы района Хорошево - Мневники СЗАО г. Москвы вынесен запрет на производство регистрационных действий в деревню Терехово.
Разрешая спор суд первой инстанции руководствуясь ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 7 марта 2006 года г. за N150-ПП "О комплексном развитии территории упраздненных и существующих деревень, поселков и комплексных садов в границах города Москвы", а так же распоряжением Главы Управы района Хорошево-Мневники г. Москвы от 2 июня 2011 года N__ пришел к выводу о законности действий отдела УФМС России по району Хорошево-Мневники по отказу в регистрации по месту жительства, установив, что отсутствие регистрации в доме прав __А.П. не ограничивает, поскольку он имеет регистрацию по иному месту жительства.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N713 (далее - Правила), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Жилищные права и обязанности в силу положений ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 26.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N288 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного п. 30 Регламента.
Согласно пункту 33 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
В соответствии со статьей 8 Закона право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Поскольку установлено, что _.А.П. является собственником _.. доли в праве общей долевой собственности на домовладение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в силу закона заявитель имеет право быть зарегистрированным по месту жительства в указанном доме, поскольку предусмотренные законом и административным регламентом основания для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства отсутствовали, а _..А.П. при обращении с заявлением о регистрации по новому месту жительства действовал в соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства.
Ссылка суда первой инстанции на постановление Правительства Москвы от 7 марта 2006 года г. за N150-ПП "О комплексном развитии территории упраздненных и существующих деревень, поселков и комплексных садов в границах города Москвы" является необоснованной, поскольку данный документ не регулирует правоотношения в области регистрационного учета граждан, а упомянутое в решении суда распоряжение Главы Управы района Хорошево-Мневники г. Москвы от 2 июня 2011 года N1_..в материалах дела отсутствует и судом не запрашивалось.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что в настоящее время __А.П. снят с регистрационного учета по адресу прежнего проживания, о чем в судебную коллегию представлена выписка из домовой книги, а жилой дом по адресу __является для _..А.П. единственным местом жительства.
В материалах дела также отсутствуют доказательства невозможности регистрации гражданина в данное домовладение в связи с предполагаемым сносом жилых домов в данном районе, а регистрация __А.П. по месту жительства не повлияет на правоотношения, которые могут возникнуть в связи с предоставлением компенсаций собственникам сносимого жилья.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства и требования закона, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности действий начальника отделения УФМС России по г. Москве по району Хорошево-Мневники по отказу в регистрации заявителя по месту жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таком положении решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 3, 4, ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2015 года отменить полностью, принять по делу новое решение:
Признать незаконным отказ Отдела УФМС России по г. Москве по району Хорошево-Мневники от 3 марта 2015 года N__. об отказе в регистрации __А.П. в жилом доме по адресу: _.
Обязать Отдел УФМС России по г. Москве по району Хорошево-Мневники осуществить регистрацию _.. А.П. по месту жительства в жилом доме по адресу: __
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.