Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Моргасова М.М., Колосовой С.И.,
при секретаре Дежине В.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Моргасова М.М. дело по апелляционной жалобе с дополнениями заявителя Смольновой ***на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Смольновой ***об оспаривании действий Департамента городского имущества г. Москвы - отказать полностью.
установила:
Смольнова Т.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы по снятию Смольновой Т.Ю. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 08 июля 2014 года N У57-9182, в порядке ст. 254 ГПК РФ.
В обоснование заявленных требований Смольнова Т.Ю. указала на то, что с 2004 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Москве. Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 08 июля 2014 года N ***снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий без законных оснований, ее жилищные условия не изменялись, она продолжает проживать в общежитии коридорного типа.
Определением Солнцевского районного суда г. Москвы от 13 января 2015 г. произведена замена Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы на Департамент городского имущества г. Москвы.
В судебном заседании суда первой инстанции заявитель Смольнова Т.Ю. и ее представитель Клигман С.А. заявленные требования поддержали полном объеме по указанным основаниям.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества г.Москвы Рязанова Е.В. возражала против заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы с дополнениями просит заявитель Смольнова Т.Ю., полагая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, ранее полученная ей комната в общежитии квартирой не является, квартира в г. Коломна Московской области ей в настоящее время не принадлежит, наличие жилья в ином субъекте Российской Федерации не улучшает ее жилищных условий как жителя г. Москвы, жилищные права последней не реализованы, имеются предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного решения.
Проверив материалы дела по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения заявителя Смольновой Т.Ю., представителя заявителя Смольновой Т.Ю. по ордеру адвоката Клигмана С.А., представителя заинтересованного лица - Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Рязанову Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия находит состоявшееся решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции надлежаще установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 9 июля 2003 года по гражданскому делу N***установлено, что Смольнова Т.Ю. в апреле 1988 года была в установленном порядке вселена в общежитие МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского по адресу: ***.
С 23 сентября 2003 г. Смольнова Т.Ю. зарегистрирована по указанному адресу (л.д. 52, 61).
Смольнова Т.Ю. одна состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года, учетное дело N ***по категории учета "общие основания".
Решением Солнцевского районного суда г.Москвы от 28 января 2014 года по гражданскому делу N ***, вступившим в законную силу 04 марта 2014 года, установлено, что местом жительства Смольновой Т.Ю. является квартира по адресу: ***.
С 17 июня 2014 года Смольнова Т.Ю. на основании свидетельства о праве на наследство по закону является собственником трехкомнатной квартиры общей площадью ***кв.м по адресу: *** (л.д. 34).
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 08 июля 2014 года N ***Смольнова Т.Ю. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что с 17 июня 2014 года является собственником трехкомнатной квартиры общей площадью ***кв.м по адресу: ***. в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 5 ст. 16, ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Копия данного распоряжения направлена Смольновой Т.Ю. в установленном порядке (л.д. 31).
В силу 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч.1), малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
По правилам ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 1, п. к)).
В силу ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
По правилам ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По правилам пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Жилищный кодекс Российской Федерации согласно ст. 1 Федерального закона "О введение в действие жилищного кодекса Российской Федерации", введен в действие с 1 марта 2005 года.
Согласно ранее действовавшему ЖК РСФСР применительно к положениям ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введение в действие жилищного кодекса Российской Федерации", право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме (ст. 32 ЖК РСФСР).
По правилам ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела, жилищные условия Смольновой Т.Ю. улучшились в результате того обстоятельства, что с 17 июня 2014 года Смольнова Т.Ю. стала собственником трехкомнатной квартиры общей площадью ***кв.м по адресу: ***
Как пояснила в заседании судебной коллегии Смольнова Т.Ю., указанную квартиру она подарила через месяц после приобретения права собственности матери.
Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 октября 2014 года по делу N ***было установлено, что в связи с перепланировкой общежития по указанному адресу под квартиры, Смольновой Т.Ю. была предоставлена дополнительная комната N *** площадью ***кв.м. в порядке присоединения к комнате N *** с демонтажем шкафа и части стены в целях создания единого пространства, поскольку Смольнова Т.Ю. является кандидатом медицинских наук, докторантом кафедры МГМСУ.
Сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий Смольновой Т.Ю., послужившие основанием для принятия на учет, в настоящее время изменились, поскольку в соответствии с исковыми требованиями последней, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 октября 2014 года по делу N ***за Смольновой Т.Ю. признано право собственности на комнаты N *** и *** по адресу: ***.
Таким образом, Смольнова Т.Ю. по своему волеизъявлению реализовала имевшиеся жилищные права, в том числе приобрела право собственности на указанные комнаты, произвела отчуждение приведенной выше квартиры.
По смыслу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
В силу п. 5 ст. 16 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при выявлении в ходе перерегистрации жителей города Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
По правилам ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, применительно к приведенным выше требованиям жилищного законодательства, положенным в основу распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 08 июля 2014 года N ***, последнее является правомерным.
Рассматривая данное дело, судебная коллегия учитывает, что указанное распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы от 08 июля 2014 года N ***вынесено в установленном порядке, надлежащим должностным лицом в соответствии с законом.
Согласно ст. 16 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы (п.1).
Не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы проводит перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело (п. 3).
Проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет (п.4).
При выявлении в ходе перерегистрации жителей города Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона (п. 5).
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления Смольновой Т.Ю. не имеется.
Судом правильно указано, что обеспеченность Смольновой Т.Ю. жилыми помещениями складывалась из жилого помещения площадью ***кв.м. по адресу: ***, а также жилого помещения площадью ***кв.м. по адресу: ***, что в сумме составляло ***кв.м.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и вынес решение, соответствующее требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, квартира в г. Коломна Московской области ей в настоящее время не принадлежит, наличие жилья в ином субъекте Российской Федерации не улучшает ее жилищных условий как жителя г. Москвы, жилищные права последней не реализованы, фактически сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, мнению Смольновой Т.Ю. об ином приемлемом решении суда по данному делу с учетом его обстоятельств, что не является установленным законом основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что ранее полученная ей комната в общежитии квартирой не является, опровергаются материалами дела, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены. В частности, вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 октября 2014 года по делу N ***было установлено, что с 2009 года Смольнова Т.Ю. постоянно пользуется указанными комнатами. В соответствии с экспликацией БТИ комната N *** является кухней площадью ***кв.м., комната N *** является жилой комнатой площадью ***кв.м., площадь жилого помещения, занимаемого Смольновой Т.Ю., является ***кв.м., которое фактические является однокомнатной благоустроенной квартирой.
Общежитие коридорной системы по указанному адресу на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 09 сентября 2009 года N ***, на праве хозяйственного ведения было закреплено за ГУП Московской области "Социально-инновационный центр", и 30 сентября 2009 года на основании акта приема-передачи N 01 передано указанному учреждению; право хозяйственного ведения ГУП Московской области "Социально-инновационный центр" на данный объект недвижимого имущества было зарегистрировано как на жилой пятиэтажный дом, общей площадью ***кв. м, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04 марта 2010 года сделана соответствующая запись в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; 07 апреля 2011 года ГУП Московской области "Социально-инновационный центр" в связи с тем, что здание по указанному адресу относилось к категории жилищного фонда, в котором Смольнова Т.Ю. постоянно зарегистрирована по месту жительства, в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N ***от 04 июля 1991 года, обратилось к ней с письменным предложением воспользоваться правом приватизации занимаемого жилого помещения в установленном законом порядке, на что последняя дала свое согласие, направив 07 мая 2011 года посредством почтовой связи соответствующее заявление; письмом ГУП Московской области "Социально-инновационный центр" от 20 июня 2011 года подтвержден факт получения от Смольновой Т.Ю. заявления на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, предложив представить технические документы, позволяющие идентифицировать данное помещение (л.д. 123).
Министр имущественных отношений Московской области 29 августа 2011 года дал ГУП Московской области "Социально-инновационный центр" согласие на реализацию на торгах в форме аукциона жилого дома, находящегося в их хозяйственном ведении, по указанному адресу, с соблюдением требований ст. 558 ГК РФ, которое к специализированному жилищному фонду не отнесено, а было переведено в статус жилого дома, что подтверждается выпиской из реестра имущества, находящегося в собственности Московской области по состоянию на 02 ноября 2011 года, письмо заместителя Министра имущественных отношений Московской области, а также письмо ГУП Московской области "Социально-инновационный центр", свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения указывают на то, что данный объект недвижимого имущества является жилым домом. Таким образом, доводы апелляционной жалобы Смольновой Т.Ю. о том, что занимаемое ей жилое помещение не относится к жилому фонду, являются не соответствующими действительности.
В заседании судебной коллегии Смольновой Т.Ю. и ее представителем приведенные выше обстоятельства не оспаривались.
При рассмотрении дела судом правильно распределено бремя доказывания с учетом требований закона, возникших между сторонами правоотношений, избранного заявителем способа защиты нарушенного, по ее мнению, права, созданы условия для правильного рассмотрения дела.
Несогласие с решением суда первой инстанции, другая точка зрения стороны по делу о результатах рассмотрения данного дела, сама по себе, не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по правилам ст. 330 ГПК РФ, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 20 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.