Судья: Каржавина Т.С.
Гр.дело N33-28553
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.,
судей Канивец Т.В., Гончаровой О.С.,
при секретаре Складчиковой А.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Герасимовой Г.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2015 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Герасимовой Г. А. к _ об установлении факта, возмещении затрат на памятник, выплате боевых - отказать.
установила:
Герасимова Г.А. обратилась в суд с иском к _ об установлении факта, возмещении затрат на памятник, выплате боевых. Свои требвоания мотивировала тем, что в период с 08 июня 2001 года по 25 сентября 2001 года ее сын - Герасимов В. А., 11.09.1978 года рождения, проходил военную контрактную службу в войсковой части N _ в звании "сержант". В вышеуказанный период времени Герасимов В.А. принимал участие в боевых действиях на территории _ (_) в составе в/ч N _ н. п. _. 06 ноября 2001 года, с учетом реабилитационного и очередного отпуска, сын истца - Герасимов В.А. был уволен из рядов _ в запас на основании п. 6 ст. 51 Федерального Закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". 13 октября 2009 года Герасимов В.А. умер. При жизни сын истца - Герасимов В.А. обращался в Отдел (объединенного) военного комиссариата г. Москвы по Люблинскому району ЮВАО для получения удостоверения ветерана боевых действий. В конце 2011 года истец начала обращаться в Отдел (объединенного) военного комиссариата г. Москвы по Люблинскому району ЮВАО по вопросу финансирования установки памятника на могилу сына. Военным комиссариатом было разъяснено право истца на обращение с заявлением об установлении факта участия ее сына в боевых действиях.
В связи с чем, истец обратилась в суд с иском, в котором просила суд: Установить факт участия Герасимова В.А., 11.09.1978 г.р., уроженца города Москвы, в период с 08 июня 2001 года по 25 сентября 2001 года в боевых действиях на территории Северо-Кавказского военного округа в _ в составе в/ч _ н. п. _; признать на Герасимовой Г.А. право пользования мерами социальной поддержки, установленными для семей ветеранов боевых действий; обязать Министерство обороны РФ выплатить денежные средства в счет возмещения затрат на памятник и выплатить "боевые".
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель Военного комиссариата г. Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Герасимова Г.А., ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, выслушав Герасимову Г.А., ее представителя Канатова А.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МО РФ Грошева А.И., Военного комиссариата г.Москв Тарасова Р.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Исходя из материалов дела, Герасимова Г. А. является матерью Герасимова В. А., что подтверждается свидетельством о рождении, имеющемся в материалах гражданского дела.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" закрепляет круг лиц, которые законодателем отнесены к ветеранам боевых действий.
Приложением к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлен перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий. Разделом III Приложения к названному закону выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона России с августа 1999 года также относятся к боевым действиям.
В силу статьи 28 названного Федерального закона реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Федерального закона Правительством Российской Федерации 19 декабря 2003 года издано Постановление N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" определены органы исполнительной власти, которым поручена выдача удостоверения ветерана боевых действий, в зависимости от категории лиц.
Судом установлено, что умерший Герасимов В.А. в установленном порядке не обращался за получением удостоверения ветерана боевых действий, документов обосновывающих его право на получение данного удостоверения, не представлял.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что довод истца о фактическом участии Герасимова В.А. в боевых действиях не подтвержден доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как доказательства (приказ об исключении с котлового довольствия Герасимова В.А. в связи с убытием в командировку в/ч _ н.п. _, приказ об увольнении в запас, копия военного билета), представленные истцом, подтверждают факт прохождения военной службы Герасимовым В.А. на территории _ в период с 08 июня 2001 года по 25 сентября 2001 года, но не являются свидетельством его фактического участия в боевых действиях.
В материалах гражданского дела имеется приказ командира в/ч _ о выплате денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим участие в контртеррористической операции на территории _ в августе 2011 года, в котором Герасимов В.А. не значится (л.д. 25).
Факт нахождения военнослужащего на территории _ в составе _, направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории _, не означает автоматически его непосредственного участия в боевых действиях, само по себе убытие в командировку не является подтверждением того, что истец привлекался к выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан, проживающих на территории _.
В связи с тем, что непосредственное участие Герасимова В.А. в контртеррористических операциях не доказано, суд пришел к правильному выводу о том, что меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 статьи 21 названного закона "О ветеранах", возмещение затраченных средств на изготовление и установку надгробного памятника, истцу не положены.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика причитающиеся ее сыну "боевых", суд исходил из того, что до 1 января 2006 г. выплата так называемых "боевых" была установлена рядом постановлений Правительства Российской Федерации, из анализа которых следует, что их выплата ограничена как по размеру, так и фактическим участием не в любых боевых действиях, а лишь в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории _.
Поэтому указанные выплаты должны производиться тем лицам, которые фактически участвовали в этих операциях (в начальный период - в боевых действиях, затем в специальных операциях), и за все время такого участия. При этом, само по себе нахождение в период командировки в зоне боевых действий не означает фактического участия в боевых действиях.
В судебном заседании истец пояснила, что не знает в каком размере и какие именно боевые причитались ее сыну, полагает, что имеет право их требовать.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела архивные справки не содержат справки о наличии приказов о начислении умершему боевых.
Поэтому суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в послужном списке Герасимова В.А. отметки об участии его в боевых действия, проставленных штампом _ (л.д.10), выводы суда первой инстанции не опровергают.
Данный штамп указывает на возможность льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, и не является достаточным доказательством, подтверждающим факт участия Герасимова В.А. в боевых действиях, и противоречит собранным по делу доказательствам, так как в соответствии с приказами вышеуказанной войсковой части вознаграждения Герасимову В.А.за участие в контртеррористических операциях в _ не выплачивались.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Герасимовой Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.