Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего А.Н. Пономарёва, судей В.В. Ставича, О.В. Свиренко, при секретаре А.В. Петрове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (в дальнейшем - Росреестра по г. Москве) на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2014 года по делу по заявлению Ю.И. Горбуновой к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве об оспаривании действий (бездействия), которым заявление удовлетворено
установила:
Ю.И. Горбунова обратилась в суд с указанным выше заявлением, полагая, что отказ Росреестра по г. Москве зарегистрировать право собственности на объект незавершённого строительства на основании вступившего в законную силу решения суда не основан на законе.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2014 года постановлено: признать незаконным отказ от 21 июля 2014 года N *** Росреестра по г. Москве; обязать Росреестр по г. Москве зарегистрировать право собственности Ю.И. Горбуновой на объект недвижимого имущества - незавершенное строительство - квартиру N * в незавершенной строительством даче N *, расположенной в ДСК "***" вблизи д. *** поселения *** г. Москвы и выдать свидетельство о государственной регистрации.
В апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве - Н.Э. Шевчук, по доверенности от 30 декабря 2014 года, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Ю.И. Горбуновой - адвокат Б.В. Большунов, по доверенности от 19 мая 2015 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, представителя Ю.И. Горбуновой, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные пунктами 1, 4 названной нормы права, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются в части возложения обязанности на Росреестр по г. Москве осуществить государственную регистрацию права собственности и выдать свидетельство о праве собственности. В остальной части - признания оспариваемого решения Росреестра по г. Москве незаконным - правовых оснований для отмены судебного акта не имеется.
Установлено, что на основании решения Подольского городского суда Московской области от 11 февраля 2010 года за Ю.И. Горбуновой признано право собственности на незавершённое строительство -- квартиру * в незавершённой строительством даче N *, расположенной в ДСК "***" вблизи д. *** сельского поселения *** *** района *** области (л. д. 9-19).
Этим решением признано, что Ю.И. Горбунова являлась членом ДСК "***". В соответствии с заключением судебно-технической экспертизы указанный незавершённый строительством объект является четырёхэтажным жилым домом, выполненным по индивидуальному проекту. Выполнены фундаменты, кирпичные стены первого и частично второго этажа, перекрытия из железобетонных плит на первом этаже за исключением монолитных участков и в западной части второго этажа. Частично сохранились перегородки санузлов. Квартира N * находится в юго-западной части, состоит из помещения N *, площадью 8,8 кв.м., и помещения N *, площадью 22,8 кв.м., на первом этаже; помещения N *, площадью 8,8 кв.м., и помещения N *, площадью 22,8 кв.м. на втором этаже. Степень незавершённости строительства квартиры N * составляет 50 процентов, указанная квартира является изолированной частью от общего недостроенного строения дома *, так как имеет отдельный вход и отделена от других частей дома капитальной стеной и межквартирной кирпичной перегородкой. Эта квартира составляет часть от вышеуказанного жилого дома.
В соответствии с определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2010 года названное решение суда вступило в законную силу (л. д. 20-24).
Кроме того, заявитель на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником земельного участка, на котором расположен объект незавершённого строительства.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что мотивы, по которым Росреестр по г. Москве отказал в регистрации права собственности, не основаны на законе, с чем судебная коллегия согласна. Вместе с тем судебная коллегия не может признать правильными выводы суда о том, что судебный акт является достаточным условием для совершения регистрационных действий, по поводу которых возник спор.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -- юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п. 10 ст. 33 того же Закона до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
В силу п. 2 ст. 25 того же Закона право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии с п. 4 ст. 25.3 того же Закона документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4).
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (п. 5).
Согласно статье 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В то же время в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
Пунктом 1.2 статьи 20 того же Закона установлен запрет на осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтённым в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для дела, являлось представление заявителем для государственной регистрации не только решения суда о признании права собственности на объект незавершённого строительства и свидетельства о праве собственности на расположенный под ним земельный участок, как ошибочно полагал суд, но и других документов - кадастрового паспорта объекта незавершённого строительства и, при необходимости, разрешения на строительство.
Однако эти обстоятельства не были исследованы, а значит, и установлены, ни Росреестром по г. Москве в оспариваемом решении, ни судом первой инстанции.
В силу конституционного принципа разделения властей при вынесении нового решения судебная коллегия не вправе подменять органы исполнительной власти и вместо них решать вопрос об отсутствии иных оснований для отказа Ю.И. Горбуновой в регистрации права собственности. Обратное явилось бы неправомерным вмешательством в деятельность Росреестра по г. Москве
На основании изложенного, судебная коллегия, установив, что обжалуемое решение публичного органа не основано на законе и в полном объёме не исследовало обстоятельства, имеющие значение по спорному вопросу, считает решение суда подлежащим отмене в части возложения обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности и выдать свидетельство о праве собственности с вынесением по делу в этой части нового решения о возложении на Росреестр по г. Москве в течение 15 дней с момента получения настоящего апелляционного определения обязанности повторно рассмотреть заявление Ю.И. Горбуновой.
В остальной части правовых оснований для отмены решение суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2014 года в части признания решения Росреестра по г. Москве от 21 июля 2014 года незаконным оставить без изменения; в остальной части указанное решение суда отменить и вынести в этой части новое решение, которым возложить на Росреестр по г. Москве обязанность в течение 15 дней с момента получения настоящего апелляционного определения повторно рассмотреть заявление Ю.И. Горбуновой.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.