Судья Е.М. Смирнова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарёва А.Н.,
и судей Кучерявенко А.А., Ставича В.В.,
с участием прокурора Лекомцевой Ю.Б.,
при секретаре Фомичевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В.
дело по апелляционной жалобе _. А.М. на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 14 августа 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления _..а А.М. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино в городе Москве N_.. от 6 августа 2015 г. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по одномандатному избирательному округу N_. отказать,
установила:
24 июня 2015 года избирательной комиссией муниципального округа Западное Дегунино на 13 сентября 2015 года назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по многомандатному избирательному округу N_.
_..А.М. обратился в установленном порядке в избирательную комиссию с заявлением о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по многомандатному избирательному округу N2 по самовыдвижению.
Решением избирательной комиссией муниципального округа Западное Дегунино, на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Кодекс) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, _.. А.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по многомандатному избирательному округу N2.
_.. А.М. обратился в Тимирязевский районный суд г. Москвы с заявлением об отмене решения избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по многомандатному избирательному округу N2 и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по указанному избирательному округу.
В обоснование заявленных требований _.. А.М. указал, что представленные в избирательную комиссию подписи являются достоверными, проверка подписей избирателей рабочей группой проводилась с нарушением, а недостоверность подписей не подтверждена экспертным путем, поэтому подписи комиссией признаны недействительными и недостоверными необоснованно при отсутствии оснований предусмотренных законом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Заявитель _. А.М. и его представитель _ М.А. в заседание судебной коллегии явились, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Заинтересованное лицо - представитель избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино в заседание судебной коллегии явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом установленных обстоятельств дела, представленных доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ) решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы.
Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.
Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральны
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума (пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов (пункт 23 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Решением избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино от 24 июня 2015 года N_..о количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по многомандатному избирательному округу N2 установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты - не менее 28 подписей.
Как усматривается из материалов дела, _.. А.М. избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по многомандатному избирательному округу N_. документы, в том числе, подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения.
3 августа 2015 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты _.. А.М., в соответствии с которым из 32 проверенных рабочей группой подписей избирателей признано недействительными - 8 подписи избирателей.
Решением избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино от 6 августа 2015 года N_.., на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы", в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, __ А.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Западное Дегунино по многомандатному избирательному округу N_.
Положения ч. 7 ст. 37 Кодекса устанавливают основания недействительности подписей.
Отказывая в удовлетворении заявления _. А.М., суд пришел к выводу, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы. Основания, по которым подписи были признаны недостоверными и недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статей 34, 37, 38 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" и подтверждены экспертом 2 отдела ЭКЦ УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве _.. М.А.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда правильным и основанным на материалах дела. Доводов, опровергающих указанные выводы, апелляционная жалоба _. не содержит.
Также является обоснованным вывод суда о том, что из общего числа подписей собранных в поддержку кандидата _.. А.М. собрано недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата в депутаты.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального и процессуального права судом применены верно. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, что не является основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 14 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.