Судья суда первой инстанции:
Гусева О.Г. Дело N33-30407
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2015 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Лукьянова И.Е.
Судей Захаровой Е.А., Лемагиной И.Б.,
при секретаре Горенко А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянова И.Е.
дело по апелляционной жалобе Кириллиной О.О.
на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2015 г.
по делу по заявлению Кириллиной О.О. об оспаривании коллегиального решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от *** г. об отказе в предоставлении жилого помещения в г. Москве,
установила:
Кириллина О.О., ***, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Одинокая мать Кириллиной О.О. была лишена родительских прав в *** г. решением Рыбновского районного суда Рязанской области (л.д. 25), а в *** г. - умерла (л.д. 26). Отца Кириллина О.О. не имеет. Сведения об отце внесены в актовую запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 22).
*** г. на заседание Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - Городской межведомственная комиссия) был вынесен вопрос об обеспечении Кириллиной О.В. жилой площадью в городе Москве. Решением Городской межведомственной комиссии было отказано в обеспечении Кириллиной О.О. жилой площадью в городе Москве по тем основаниям, что город Москва не является ее местом жительства (протокол от *** г. N ***) (л.д. 17).
Кириллина О.О. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Городской межведомственной комиссии от *** г. об отказе в предоставлении ей жилого помещения в г. Москве, в котором просила суд признать решение Городской межведомственной комиссии незаконным и обязать Городскую межведомственную комиссию принять меры по восстановлению права Кириллиной О.О. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве.
Свои требования заявитель обосновала тем, что решение Комиссии не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку ее местом жительства с *** г. является город Москва, а именно - место жительства ее попечителя. Другого жилья у нее не имеется. Дом, расположенный по адресу: ***, где Кириллина О.О. зарегистрирована по месту жительства, в *** г. был полностью уничтожен в результате пожара, дом снесен и исключен из реестра муниципальной собственности.
Представитель заинтересованного лица ДГИ г. Москвы - Новикова И.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель УСЗН района Марьина Роща г. Москвы - Саркисова А.Ю. разрешение требований оставила на усмотрение суда.
Представитель Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в суд не явился.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2015 г. постановлено:
- В удовлетворении заявления Кириллиной О.О. об оспаривании коллегиального решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от *** г. об отказе в предоставлении жилого помещения в городе Москве (выписка из Протокола от *** N ***), - отказать.
Об отмене этого решения в своей апелляционной жалобе просит Кириллина О.О., указывая на то, что суд неправомерно отказал в удовлетворении заявления, поскольку заявитель имеет право на обеспечение жилым помещением на основании п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", т.к. *** с *** г. является местом жительства лица, у которых Кириллина О.О. находились на попечительстве; заявитель постоянно проживает в *** с *** г.; жилое помещение в ***, где Кириллина О.О. была зарегистрирована по месту жительства, уничтожено пожаром. Как указывается в жалобе, тот факт, что в *** г. Кириллина О.О. принята на жилищный учет в ***, не имеет существенного значения для разрешения спора.
В заседании судебной коллегии представитель Кириллиной О.О. - Головань А.И. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ДГИ г. Москвы - Киселева Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснила, что на момент пребывания в *** Кириллина О.О. в *** г. была поставлена на жилищный учет в ***.
Представитель ОСЗН района Марьина Роща СВАО г. Москвы - Хмара Л.В. разрешение жалобы оставила на усмотрение суда.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ N159-ФЗ),
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона города Москвы от 30.11.2005г. N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве" (далее - Закон N61), дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N61, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1.2, п. 5.5 Постановления Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа", вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с настоящим Положением рассматриваются на Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа принимает решение о предоставлении жилого помещения ребенку или об отказе в предоставлении.
В соответствии с п. 14 Положения о городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утвержденного Распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N547-РП, решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 8 ФЗ N159-ФЗ) обеспечение жильем детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется тем субъектом Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Содержащееся в абзаце первом ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы N61 положение о том, что жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы обеспечиваются лишь те дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, местом жительства которых является город Москва, соответствует нормам федерального законодательства (п. 1 ст. 8 ФЗ N159-ФЗ).
Суть спора в настоящем деле сводится к спору о том, является ли город Москва местом жительства Кириллиной О.О.
Отказывая в удовлетворении заявления Кириллиной О.О., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что город Москва не является местом жительства заявителя.
Этот вывод является правильным по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствие с ч. 1 ст. 31 ГК РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Согласно ч. 1 ст. 33 ГК РФ, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.
Судебной коллегией установлено, что Кириллина О.О. родилась в ***.
С *** г. Кириллина О.О. была зарегистрирована вместе с матерью по месту жительства в квартире общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. по адресу: *** (л.д. 32).
Решением Рыбновского районного суда Рязанской области от *** г. мать Кирилиной О.О. - Кирилина Н.В. лишена родительских прав (л.д. 25).
Также в *** г. на основании Постановления главы МО Рыбновского района Рязанской области от *** г. N *** (л.д. 28) Кириллина О.О. была направлена на воспитание в Рыбновскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 27).
Указанным Постановлением Главы МО Рыбновского района Рязанской области за несовершеннолетней Кириллиной О.О. была закреплена жилая площадь по адресу регистрации по месту жительства.
Постановлением Главы МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области от *** г. N *** над несовершеннолетней Кириллиной О.О. было установлено попечительство (л.д. 33). Попечителем была назначена Барсукова Т.М., проживающая по адресу: ***. Местом проживания несовершеннолетней на период нахождения под попечительством было определено место жительства попечителя.
Постановлением муниципалитета МВО Марьина Роща в г. Москве от *** г. N *** подопечная Кириллина О.О. была поставлена на учет на период действия попечительства. Этим же Постановлением были назначены денежные средства на содержание подопечной Кириллиной О.О. на период действия попечительства, возмещение попечителю расходов на питание, приобретение одежды, личной гигиены для подопечной (л.д 36).
После установления попечительства Кириллина О.О. была зарегистрирована временно по месту пребывания по адресу места жительства своего попечителя - Барсуковой Т.М. (***) на срок попечительства: с *** г. по *** г. (л.д. 38, 40, 41). При этом Кириллина О.О. осталась быть зарегистрированной по месту жительства по адресу жилого помещения, которое было закреплено за ней Постановлением Главы МО Рыбновского района Рязанской области от *** г. N ***.
*** г. в результате пожара по адресу: *** квартира, в которой Кириллина О.О. зарегистрирована по месту жительства, была уничтожена, дом был снесен.
Постановлением Главы сельского поселения Глебковское от *** г. N *** Кириллина О.О. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" (л.д. 32).
*** г. по достижении возраста *** лет и, как следствие, по окончании периода, на который было установлено попечительство, Кириллина О.О. снята с регистрационного учета по месту пребывания по адресу квартиры своего попечителя (л.д. 41).
Таким образом, в период с *** г. по *** г. Кириллина О.О. имела право временного пользования жилым помещением своего попечителя и временно проживала в г. Москве по адресу: ***
Однако, как следует из содержания ст. 20 ГК РФ, место жительства попечителя не признается местом жительства несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста *** лет.
На момент установления попечительства над Кириллиной О.О. ей было полных *** лет.
Поэтому сам по себе факт проживания Кириллиной О.О. в Москве у своего попечителя не подтверждает то обстоятельство, что место жительства попечителя, в период с *** г. являлось местом жительства Кириллиной О.О.
В то же время иные имеющиеся в деле доказательства подтверждают то обстоятельство, что в период временного пребывания Кириллиной О.О. под попечительством Барсуковой Т.М., место жительства попечителя являлось для Кириллиной О.О. местом пребывания, а не местом жительства.
Попечитель заявителя - Барсукова Т.М. не предоставляла свое жилое помещение для постоянного проживания Кириллиной О.О. Жилое помещение было предоставлено для временного проживания подопечной на конкретный срок. Данное обстоятельство подтверждается содержанием Постановления Главы МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области от *** г. N *** об установлении попечительства, а также фактом регистрации Кириллиной О.О. на жилую площадь попечителя по месту пребывания (л.д. 38).
Поскольку на момент регистрации по месту пребывания возраст Кириллиной О.О. превышал *** лет, то эти действия в силу действующего законодательства не могли быть осуществлены без личного участия Кириллиной О.О. Таким образом, Кириллина О.О. не могла не осознавать, что жилое помещение ее попечителя является для нее не местом жительства, а местом временного пребывания.
В период регистрации по месту пребывания на жилой площади попечителя Кириллина О.О. сохраняла право постоянного пользования жилым помещением по адресу регистрации по месту жительства в пос. ***.
После того, как в *** г. жилое помещение, в котором Кириллина О.О. зарегистрирована по месту жительства, было уничтожено пожаром, Кириллина О.О. была поставлена на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма в *** по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Встав на жилищный учет в *** в возрасте *** лет, Кириллина О.О. выразила намерение получить жилое помещение как ребенок, оставшийся без попечения родителей, именно в *** и тем самым подтвердила свою правовую связь с *** как с местом своего жительства.
Поскольку место жительства попечителя в г. Москве не являлось местом жительства Кириллиной О.О., а другого жилья в г. Москве у Кириллиной О.О. не имелось и не имеется, то г. Москва не может быть признан местом жительства Кириллиной О.О.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что обжалуемое решение Городской межведомственной комиссии является законным.
Отказ Городской межведомственной комиссии в обеспечении Кириллиной О.О. жильем в г. Москве не влечет нарушение прав Кириллиной О.О. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением, поскольку Кириллина О.О. имеет возможность реализовать это право в ***, где она состоит на жилищном учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории граждан "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель имеет право на обеспечение жилым помещением в г. Москве по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы N61, отклоняется судебной коллегией, как основанный на неправильном толковании нормы материального права.
Указанный заявителем п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы N61 подлежит применению в совокупности с абзацем первым ч. 1 ст. 13, т.е. только в отношении тех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых город Москва является местом жительства.
Поскольку для Кириллиной О.О. город Москва местом жительства не являлся, то п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы N61 к спорным отношениям применению не подлежит.
Довод жалобы о том, что г. Москва является для Кириллиной О.О. местом жительства, отклоняется судебной коллегией как противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что у Кириллиной О.О. в настоящее время отсутствует жилое помещение в ***, отклоняется судебной коллегией, поскольку Кириллина О.О. была принята в *** на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории "дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Кроме того, указанное заявителем обстоятельство не подтверждает утверждений заявителя о том, что ее местом жительства является город Москва.
Довод жалобы о том, что для разрешения настоящего спора не имеет значения факт постановки Кириллиной О.О. в *** г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, отклоняется судебной коллегией, поскольку этот факт подтверждает то обстоятельство, что *** является местом жительства Кириллиной О.О.
Таким образом, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириллиной О.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.