Судья: Зубова И.А.
Гр.дело N33-31245
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Грибовой Е.Н., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Балашове Н.Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Катити Р.А. Масленникова А.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 октября 2014 года, которым постановлено: Исковые требования ООО РЭУ "Русский Монолит" к Катити Р.А. о взыскании расходов по техническому обслуживанию - удовлетворить.
Взыскать с Катити Р.А. в пользу ООО РЭУ "***" расходы по техническому обслуживанию в размере *** руб. ** коп., расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере **** руб.
установила:
ООО "РЭУ "***" обратился в суд с иском к Катити Р.А. о взыскании расходов по техническому обслуживанию и задолженности по коммунальным услугам. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с заключенными договорами N *** от *** года и N***от ***года на эксплуатацию, техническое обслуживание владелец квартиры N *** и машиноместа N ** Катити Р.А. взял на себя обязательство своевременно и в полном объеме оплачивать расходы по техническому обслуживанию и возмещать коммунальные платежи. Однако по состоянию на *** года за Катити Р.А. числится задолженность по оплате за техническое обслуживание и коммунальные платежи в размере ** руб. * коп., образовавшаяся за период с июня * года по *** года включительно и задолженность по оплате за техническое обслуживание и коммунальные платежи машиноместа N ** - в размере *** руб. ***коп., образовавшаяся за период с *** года по *** года, которые до настоящего времени не погашены, в связи с чем истец просил взыскать с ответчика задолженность за техническое обслуживание и оплате коммунальных платежей квартиры N ** в размере *** руб. *** коп., задолженность за техническое обслуживание и оплате коммунальных платежей машиноместа N *** в размере *** руб. *** коп., а также расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере *** руб. *** коп.
В судебном заседании представитель истца Сапрыкин Д.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, пояснил суду, что ответчику неоднократно предлагалось погасить образовавшуюся задолженность, а также указал на тот факт, что неуплата расходов по эксплуатации и техническому обслуживанию Катити Р.А. нарушает права других собственников комплекса. Также пояснил, что ООО "РЭУ "***" является эксплуатирующей организацией. На основании договора N ***, застройщик ОАО "ММЗ "****" передал ООО "****" объект, расположенный по адресу: ****, для дальнейшей его эксплуатации. Жильцами многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, путем заключения договоров с ООО "***", был избран способ управления домом - заключение договора с управляющей компанией. Собственники помещений, расположенных по адресу: ****, без проведения общего собрания самостоятельно приняли решение об установлении размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, который был установлен в размере, предусмотренном договором с ООО "****", заключенным с каждым из собственников. Размер стоимости за содержание, ремонт помещений и общего имущества вышеназванного многоквартирного жилого дома определен управляющей компанией ООО "***" на основе сметы доходов и расходов на содержание общего имущества, исходя из фактических затрат на управление и эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, пояснил суду, что ООО "***" осуществляет эксплуатацию указанного дома на основании договоров, заключенных с различными организациями. По условиям данных договоров ежемесячно отчисляются платежи соответствующим коммунальным службам, а также предприятиям и организациям, оказывающим услуги по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества данного жилого дома.
Ответчик Катити Р.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, представил суду письменные возражения, в которых указал, что истец не является управляющей организацией, тарифы по техническому обслуживанию и коммунальным платежам являются завышенными, не соответствующими действующему законодательству. Каких-либо доказательств, обосновывающих необходимость затрат на содержание общедомового имущества в указанном размере, истцом не представлено.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Катити Р.А. Масленников А.С., ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ООО "****" в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской **** Доказательств уважительности причин неявки ходатайств об отложении судебной коллегии не представлено.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Катити Р.А. Масленникова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит изменению виду следующего.
В соответствии с положениями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
По правилам статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
На основании статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства г. Москвы N ** от ***ОАО "Московский метизный завод "****" разрешено осуществить в 2000-2005 строительство жилищно-социального и административно-делового комплекса по адресу: ***
*** Постановлением Правительства г. Москвы N ***** внесены изменения в Постановление Правительства г. Москвы N ***от ***, в частности указан ввод объекта в эксплуатацию: первая очередь строительства - 4 квартал 2004; вторая очередь строительства - 4 квартал 2005.
Катити Р.А. является собственником квартиры N ** и машиноместа N **** , расположенных по адресу: ***.
*** г. между ОАО ММЗ "***" и ООО "***" заключен договор N *** на исполнение заказа на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.
По условиям договора ОАО ММЗ "***" поручает, а ООО "***" принимает на себя обязательства по исполнению заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовой территории жилищно-строительного комплекса с объектами административно-делового назначения по адресу: ***, находящегося на балансе у ОАО ММЗ "****.
Объект строительства сдан в эксплуатацию.
На основании договора ***, акта приема-передачи от *** г. застройщик ОАО ММЗ "***" передал ООО "***" объект, расположенный по адресу: ***, для дальнейшей его эксплуатации. Срок действия договора сторонами не определен.
ООО "***" является эксплуатирующей организацией.
В соответствии с заключенным договором N** и N*** на эксплуатацию, техническое обслуживание собственник квартиры N*** и машиноместа N*** Катити Р.А. взял на себя обязательство своевременно и в полном объеме оплачивать расходы по техническому обслуживанию, и возмещать коммунальные платежи.
Разрешая спор, суд исходил из того, что Катити Р.А. обязательства по оплате расходов за техническое содержание и оплате коммунальных платежей не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность, которая согласно расчету истца, признанного судом правильным, по состоянию на ***г. составила ** руб.***коп.
Между тем, в материалах настоящего гражданского дела отсутствуют сведения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе одного из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Сведения о том, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводил открытый конкурс по отбору управляющей организации по дому, расположенному по адресу: г. Москва, Шмитовский пр., д.16, стр.2, в материалах дела также отсутствуют.
В силу статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Суду первой инстанции и в заседание судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, сторонами не представлено решение общего собрания собственников помещений дома по адресу: ****, которым бы устанавливался размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Представленные представителем ООО "****" Сапрыкиным Д.М. сведения о расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома и рентабельности, заверенные печатью общества, не могут быть относимыми и достаточными доказательствами начисления платы истцу за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункта 34 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), указано, что в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пунктах 31 - 34 данных Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Из представленного ООО "РЭУ ***" в материалы настоящего гражданского дела расчета задолженности по техническому обслуживанию и коммунальным платежам, видно, что начисление за техническое обслуживание производилось по договорным расценкам с иными организациями. Указанная в расчете стоимость одного квадратного метра за техническое обслуживание устанавливалась ООО "****" самостоятельно и значительно превышала стоимость одного квадратного метра, установленного Постановлением Правительства Москвы.
Между тем, поскольку Катити Р.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ****, ***, в соответствии со ст. 158 ЖК РФ, плата за техническое облуживание и коммунальные услуги должна рассчитываться по Постановлению Правительства г. Москвы.
Учитывая вышеизложенное, решение суда в части взыскания с Катити Р.А. в пользу ООО "***" расходов по техническому обслуживанию и задолженности по коммунальным услугам в размере ***руб.***коп., расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в размере **** руб. подлежит отмене с принятием в соответствии с положениями ст.328 ГПК РФ нового решения.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 748-ПП размер платы для жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах дома в домах со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом составил 24,53 руб. за один квадратный метр общей площади жилого помещения.
Таким образом, за период с *** года по **** года ответчик должен был уплатить *** руб. (***.).
Исходя из расчета истца по коммунальным услугам с *** г. по ***года оставила *** руб., за домофон - ** руб.** коп., за обслуживание тех.счетчиков ** руб.** коп.,за обслуживание машиноместа за период с *** года по **года - ** руб.** коп., а всего *** руб.
При этом в данном расчете истец подтвердил, что ответчиком произведена оплата в размере *** руб.
Неправильная начисленная истцом плата за период с ** года по *** года привела к переплате Катити Р.А. эксплуатирующей организации сумм за техническое обслуживание жилья, в спорный период с *** года по *** года у ответчика отсутствует задолженность по оплате задолженности за техническое обслуживание и коммунальные платежи.
При таких данных, правовые основания для удовлетворении исковых требований ООО "***" к Катити Р.А. о взыскании расходов по техническому обслуживанию и задолженности по коммунальным услугам взыскания отсутствуют.
Ввиду отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, требования ООО "***" к Катити Р.А. о взыскании расходов по оплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы 02 октября 2014 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ООО "***" к Катити Р.А. о взыскании расходов по техническому обслуживанию и задолженности по коммунальным услугам - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.