Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пашкевич А.М.
судей Севастьяновой Н.Ю., Малыхиной Н.В.
при секретаре Кожбаковой И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Малыхиной Н.В.
дело по апелляционной жалобе Бирюкова В.М., Рохманенкова А.С., Рохманенковой Д.В. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 22 октября 2014 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления Бирюкова В.М., Рохманенкова, А.С. и Рохманенковой Д.В. об оспаривании действий Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы - отказать.
установила
Бирюков В.М., Рохманенков А.С. и Рохманенкова Д.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что 07.04.2014 г. они обратились в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о признании их малоимущими в целях признания их нуждающимися жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако письмом начальника УДЖП и ЖФ в ЮАО от 12.05.2014 г. им было отказано в удовлетворении заявления и предложено сдать представленные документы в МФЦ Даниловского района г. Москвы.
Заявители просили признать вышеуказанные действия ДЖП и ЖФ г. Москвы неправомерными и признать незаконными письменное сообщение заместителя начальника Управления ДЖПиЖФ в ЮАО Соколовой Т.В. от 12.05.2014 г., а также бездействие Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, выражающееся в невыполнении требований ст.ст. 11 и 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N. 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при рассмотрении заявления Бирюкова В.М., Рохманенкова А.С. и Рохманенковой Д.В. о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать ДЖП и ЖФ г. Москвы произвести установленные ст. ст. 11 и 12 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" действия и принять соответствующее решение по итогам рассмотрении заявления заявителей от 07 апреля 2014 г. о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заявители в суд первой инстанции не явились, обеспечили в суд явку своего представителя, Молодых А.В., который заявленные ими требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ДЖП и ЖФ г. Москвы возражала в суде против заявленных требований, указывая на то, что они были заявлены заявителями преждевременно, и кроме того заявителями не был соблюден порядок для обращения с таким заявлением, и ни какого решения об отказе в их требованиях не принималось.
Судом было постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят Бирюков В.М., Рохманенков А.С., Рохманенкова Д.В. как незаконного.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителей Молодых А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, ст. ст. 56, 67, 98 ГПК РФ, и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как было установлено судом первой инстанции, заявитель Бирюков В.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. ***, в которой постоянно зарегистрированы: Рохманенкова Д.В. (дочь собственника), Рохманенков Л.А. (внук), Рохманинов А.С. (зять), что подтверждается выпиской из домовой книги и копией финансового лицевого счета.
На письменное заявление заявителей от *** г. в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и его структурного подразделения в Южном административном округе о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сообщением заместителя начальника Управления ДЖП и ЖФ в ЮАО Соколовой Т.В. от *** г. вышеуказанные требования по существу не были разрешены, и было предложено заявителям сдать представленные документы в МФЦ Даниловского района г. Москвы.
В соответствии с положениями ст. 11 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что решение (распоряжение) о признании заявителей малоимущими, ДЖП и ЖФ г. Москвы не принималось, а им было только предложено обратиться и предоставить документы в МФЦ Даниловского района г. Москвы для рассмотрения данного вопроса, при этом, суд первой инстанции установил, что каких - либо нарушений со стороны ДЖП и ЖФ г. Москвы допущено не было.
Как усматривается из материалов дела и объяснений представителя ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебном заседании от 17 сентября 2014., вопрос о постановке на учет заявителей по существу не рассматривался, так как ими не были представлены для этого все необходимые документы (л.д. 32).
При этом, суд также указал на то, что заявителями не было представлено доказательств в обоснование заявленных доводов и нарушения прав заявителей данным им ответом заместителя начальника Управления ДЖП и ЖФ в ЮАО Соколовой Т.В. от 12.05.2014 г.. Кроме того, данный ответ на заявление заявителей, не является решением (распоряжением) заинтересованного лица, так как специальная форма издания такого распоряжения предусмотрена приложением 4 к Регламенту рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ" (в ред. постановления Правительства Москвы от 26.07.2011 г. N 339 - ПП ).
Как усматривается из письма заместителя начальника Управления ДЖП и ЖФ в ЮАО Соколовой Т.В. от *** г., оно носит рекомендательный характер, а именно, содержит предложение сдать предоставленные заявителями документы в МФЦ Даниловского района г. Москвы, и оно не содержит письменного отказа в удовлетворении заявления о признании заявителей малоимущими в целях признания их нуждающимися жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, и полагает, что они не противоречат собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Довод апелляционной жалобы заявителей о несогласии с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушений со стороны ДЖП и ЖФ г. Москвы, является несостоятельным, так как он направлен на иную оценку доказательств по делу и на переоценку выводов суда, изложенных в решении. Как усматривается из апелляционной жалобы, фактически заявители не согласны с содержанием направленного в их адрес ответа на их обращение, который был дан ДЖП и ЖФ г. Москвы, поскольку они полагают, что он был им дан не по существу заявленных ими требований.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами заявителей в обоснование заявленных ими в суд требований, так как распоряжение уполномоченным органом об отказе о признании заявителей малоимущими, в целях признания их нуждающимися жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, в установленном законом порядке, ДЖП и ЖФ г. Москвы не принималось. Как усматривается из материалов дела, ответ в адрес заявителей на их обращение был дан ДЖП и ЖФ г. Москвы от 12 мая 2014 г. (л.д. 15), а несогласие заявителей с содержанием данного ответа, не свидетельствует о незаконности решения об отказе о признании заявителей малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При этом, судебная коллегия отмечает, что Постановлением Правительства г. Москвы N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 495-ПП), на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы) возложены функции по организации предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" на территории города Москвы, в связи с чем, ГБУ МФЦ города Москвы уполномочено на заключение с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им организациями соглашений о взаимодействии в целях организации предоставления услуг.
Согласно утверждённому вышеуказанным Постановлением Правительства г. Москвы N 219-ПП Перечню государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы (п. 2.1., приложение 1), многофункциональным центрам - УС МФЦ переданы полномочия по предоставлению государственных услуг в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, в том числе предоставлению государственной услуги по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма или по договору безвозмездного пользования (п.10.1 Перечня).
Кроме того, постановлением Правительства Москвы N 664-ПП от 13 ноября 2014 года "О реорганизации Департамента городского имущества г. Москвы и изменении ведомственного подчинения отдельных государственных унитарных предприятий г. Москвы" было принято решение о реорганизации Департамента городского имущества города Москвы путем присоединения к нему Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. В соответствии с п. 2 указанного Постановления, Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в связи с чем, заявитель не лишен в настоящее время права на обращение повторно с заявлением о признании заявителей малоимущими, в целях признания их нуждающимися жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в вышеуказанный компетентный орган.
Содержание других доводов апелляционной жалобы сводится к тому, что поданное заявителями заявление Департаментом должно было быть рассмотрено с вынесением решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении требований заявителей о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях либо об отказе в удовлетворении таких требований. Выдача официальных ответов на обращение заявителей в иных формах, по их мнению, не является рассмотрением заявления по существу.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными доводами, поскольку для возникновения права на удовлетворение заявления по существу заявленных в нем материально-правовых требований необходимо соблюдения ряда установленных законом условий: заявление должно быть подано в надлежащем порядке в уполномоченный орган, с перечнем необходимых документов. Обращение, поданное в неуполномоченный орган, ненадлежащему должностному лицу, в непредусмотренном законом порядке, либо без предоставления необходимых документов, подтверждающих юридические факты на которых основано требование, не может порождать обязанность разрешить указанные требования и является лишь основанием для рассмотрения заявления и предоставления по результатам такого рассмотрения письменного ответа заявителю, который не обязательно должен заключатся только в предоставлении либо отказе в предоставлении права, но может разъяснять надлежащий порядок обращения для принятия вопроса к разрешению в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях", указание в ответе на необходимость обращения заявителей в МФЦ Даниловского района г. Москвы с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами, основано на нормах действующего законодательства, и не может быть признано нарушающим права заявителей, так как данный ответ содержал в себе указание на надлежащий порядок подачи заявления и предоставления документов для рассмотрения и разрешения их требований о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, и потому он не является противоправным бездействием органа власти.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 22 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бирюкова В.М., Рохманенкова А.С., Рохманенковой Д.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.