Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего А.Н. Пономарёва, судей В.В. Ставича, В.В. Лукьянченко, при секретаре О.В. Романовой, с участием прокурора Ю.Б. Лекомцевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе П.Н. Алёшина на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 августа 2015 года по делу по заявлению И.А. _..об обжаловании решения избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы от 1 августа 2015 года о регистрации кандидата П.Н. _..
установила:
И.А. Карпов обратился в суд с указанным выше заявлением, полагая, что избирательная комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы незаконно зарегистрировала 1 августа 2015 года П.Н. _. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального округа Западание Дегунино по многомандатному избирательному округу N 2 г. Москвы от регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "_..".
Требования мотивированы тем, что П.Н. _. на момент сдачи документов о своей регистрации 22 июля 2015 года не открыл специальный избирательный счёт и не создал избирательный фонд. Кроме того, сведения об изменении данных кандидата, копию паспорта на 10 листах П.Н. _. представил повторно только 1 августа 2015 года. Изложенное, по мнению заявителя, применительно к пп. 3.1, 3.2, 7 пункта 20 ст. 37 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" давало основания для отказа в регистрации кандидата.
Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 августа 2015 года постановлено: отменить решение избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы от 1 августа 2015 года N 7/ о регистрации П.Н. _.. в депутаты совета депутатов муниципального округа Западание Дегунино по многомандатному избирательному округу N 2 г. Москвы.
В апелляционной жалобе П.Н. _. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии П.Н. _. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель И.А. Карпова - В.В. _.., по доверенности от 12 августа 2015 года, а также представитель избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы - Е.Е. _., по доверенности от 12 августа 2015 года, просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие И.А. Карпова, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав П.Н. __, представителя избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы, И.А. Карпова, заключение прокурора Ю.Б. Лекомцевой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Разрешая спор по существу и удовлетвореняя заявление, суд установил, что решением избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы N 21 от 24 июня 2015 года на 13 сентября 2015 года назначены дополнительные выборы совета депутатов муниципального округа Западание Дегунино по многомандатному избирательному округу N 2 г. Москвы на замещение двух вакантных должностей.
22 июля 2015 года П.Н. __ представил в избирательную комиссию муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы документы для уведомления о выдвижении кандидатом: заявление о согласии баллотироваться, копию паспорта, копии документов о профессиональном образовании, справку о размере и источниках доходов (л. д. 7).
24 июля 2015 года П.Н. _открыл в отделении Сберегательного банка России специальный избирательный счёт кандидата (л. д. 13).
30 июля 2015 года П.Н. __.представил в избирательную комиссию муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы документы для регистрации кандидатом: сведения об изменении данных о кандидате, копию своего паспорта и исправленные сведения о размере и источниках доходов (л. д. 9).
1 августа 2015 года П.Н. _ дополнительно подал в избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом: первый финансовый отчёт кандидата (л. д. 8), который ранее, 1июля 2015 года, был им представлен без указания номера специального избирательного счета (л. д. 10-11).
1 августа 2015 года избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы принято решение о регистрации П.Н. _.кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального округа Западание Дегунино по многомандатному избирательному округу N 2 г. Москвы.
Суд, давая оценку установленным обстоятельствам, пришёл к выводу о том, что избирательная комиссия, принимая 22 июля 2015 года как документы для уведомления о выдвижении кандидатом от П.Н. _, так и его документы на регистрацию кандидата, не выдала ему спарвку на открытие специального счёта. Помимо этого, П.Н. _. только 1 августа 2015 года, а не в день сдачи документов на регистрацию, повторно сдал копию паспорта и исправленные сведения о размере и источниках доходов.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что избирательная комиссия муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы на основании подпунктов 3,1, 3.2 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса г. Москвы должна была отказать в регистрации кандидата, поскольку на 31 июля 2015 года, то есть на день, предшествующий заседанию, имелись документы, оформленные с нарушением закона.
Допущенные нарушения согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должны были явиться основанием для отмены обжалуемого решения избирательной комиссии.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Заявитель апелляционной жалобы, не оспаривая установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства, ссылается на то, что действия избирательной комиссией муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы не соответствовали требованиям п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Эти доводы заслуживают внимания, поскольку суд, установив факт нарушения прав П.Н. _.. избирательной комиссией муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы, не принял во внимание, что нарушение прав кандидата самой избирательной комиссией закон не связывает с основаниями для отмены решения о регистрации кандидата.
Так, пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Разъяснения по применению данной нормы права и последствия невыполнения избирательной комиссией её предписаний содержатся в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6.
В соответствии с ними кандидат, избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов и (или) отсутствия копий документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе:
1) уточнять и дополнять сведения (кандидат, в том числе выдвинутый в составе списка кандидатов, - о себе, избирательное объединение - о выдвинутом им кандидате, выдвинутых им кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - также документов, представленных в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации;
2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона;
3) дополнительно представлять копии документов, указанные в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.
Кандидат, избирательное объединение вправе также осуществлять указанные действия при необходимости уточнения сведений о кандидате, в том числе в случае фактического изменения ранее представленных сведений (например, места работы, адреса места жительства и т.д.).
Если кандидатом, избирательным объединением производится уточнение представленных ранее сведений, требующих в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом документального подтверждения, кандидат, избирательное объединение обязаны представить документы, подтверждающие указанные сведения.
Избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов (далее - избирательная комиссия), обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом (п. 4.12.1).
Если кандидатом, избирательным объединением самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций, и по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения (п. 4.12.2).
В целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций.
Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в том числе в части их оформления), дополнительное представление копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов (4.12.3).
Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Таким образом, необходимым условием для отказа в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является соблюдение самой избирательной комиссией вышеперечисленных законоположений, обязывающих её предоставить кандидату, избирательному объединению возможности осуществления действий, направленных на устранение допущенных ими нарушений закона при представлении документов для регистрации кандидата.
При этом избирательная комиссия в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязана представить суду доказательства извещения заявителя не позднее чем за три дня до своего заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидата, избирательного объединения, об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также о дате проведения заседания комиссии.
Помимо этого, избирательная комиссия должна представить доказательства приглашения кандидата либо его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения на свое заседание, вручения упомянутого извещения присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, а при их отсутствии - доказательства направления извещения в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
Наконец, избирательная комиссия должна представить доказательства соответствия извещения требованиям закона: в извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чём состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Указанный порядок распространяется на случаи отказа в регистрации кандидата по основаниям, установленным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Поскольку аналогичные подпунктам "в.1" и (или) "в.2" пункта 24 названного Федерального закона нормы права предусмотрены подп. 3.1, 3.2 ч. 20 ст. 37 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", о нарушении которых заявлено по настоящему делу, суду следовало принять во внимание вышеупомянутые Методические рекомендации и соответствующим образом распределить бремя доказывания.
Однако это сделано не было.
В результате суд необоснованно не принял во внимание, что избирательная комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы не представила доказательства в подтверждение исполнения ею требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не учёл, что в такой ситуации она не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата. Стало быть, не имелось и правовых оснований для отмены решения о регистрации кандидата П.Н. __..
Доводы представителя И.А. Карпова и прокурора Ю.Б. Лекомцевой о том, что в результате действий избирательной комиссии П.Н. _.. поставлен в преимущественное положение с другими кандидатами, не соответствуют действительности, так как из материалов дела следует противоположный вывод, согласно которому права П.Н. _. были нарушены избирательной комиссией муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления И.А. Карпова.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 августа 2015 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления Карпова И.А. об отмене решения избирательной комиссии муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы N 7/1 от 1 августа 2015 года отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.