Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего А.Н. Пономарева,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре О.В. Романовой, с участием переводчика Фероз Мохаммад Фахам, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе *** на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2014 года по делу по заявлению *** о признании незаконным и об отмене решения УФМС России по г. Москве от 04 декабря 2013 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
*** обратилась в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным отказ органов федеральной миграционной службы предоставить ей временное убежище на территории России, поскольку при вынесении решения органы УФМС России не приняли во внимание всех обстоятельств дела, в частности наличия реальной угрозы преследования на родине по причине работы в американской компании "Эльбиджа" ее матери.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления *** о признании незаконным решения Управления Федеральной Миграционной Службы России по г. Москве об отказе в предоставлении временного убежища - отказать.
В апелляционной жалобе *** ставится вопрос об отмене решения.
В судебное заседание заявитель *** и ее представитель по письменному ходатайству Раева Е.С. явились, доводы жалобы поддержали.
Представитель УФМС России по г. Москве по доверенности Могилевкина Т.Х. явилась, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что гражданка Исламской Республики Афганистан ***, *** г.р., уроженка провинции Пактия (Афганистан). По национальности - таджичка. Вероисповедание - ислам (суннизм). Родной язык - дари. Русским языком не владеет. Без образования.
Отец - ***, 1944 г.р., со слов заявителя, погиб в 2006 г.: мать - ***, пребывает в г. Москве; сестра - ***, 1990 г.р., пребывает в г. Москве; брат - ***, 1991 г.р., пребывает в г. Москве; брат - ***, 1992 г.р., пребывает в г. Москве,
Прежнее постоянное место жительства заявительницы в стране исхода: г. Кабул, Афганистан.
13.12.2012 *** в консульском отделе Посольства РФ г. Кабул была выдана частная российская виза, сроком действия с 03.12.2012, до 26.01.2013. Приглашающая сторона - *** (г. Иваново).
18.12.2012 заявитель покинула государство гражданской принадлежности и прибыла в Российскую Федерацию в г. Москву через аэропорт Шереметьево.
В настоящее время ***, со слов, пребывает в г. Москве по адресу: ул. ***, д. 2, кв. 177.
Впоследствии заявитель территорию РФ не покидал, виза не продлевалась.
*** 01 октября 2013 г. впервые обратилась в УФМС России по г. Москве с заявлением о признании беженцем на территории РФ.
Ходатайство заявителя было принято к рассмотрению по существу, выданы: свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу ВУ-РФ N 0008185, направление на медицинское освидетельствование N 740, медицинский сертификат.
Получив направление для прохождения медицинского осмотра *** в ООО "Центр Гомо-89", обследование по неустановленным причинам она не прошла.
Решением УФМС России по г. Москве от 04 декабря 2013 г. *** отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
На территории Афганистана заявитель политической и общественной деятельностью не занималась, проблем с властями не имела, угроз в ее адрес не поступало, преследованиям не подвергалась.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
В соответствии с названными нормами права судом и был разрешен спор.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что его заявление не было проверено надлежащим образом должностными лицами УФМС России по г. Москве.
С данным доводом судебная коллегия согласиться не может.
Из представленных материалов усматривается, что в ходе проверки УФМС России по г. Москве следует, что был правильно приведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ей временного убежища, как личных, так и общественно-политических. Обоснованно сделан вывод об отсутствии у нее гуманных причин, требующих ее временного пребывания на территории Российской Федерации. *** не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о том, что у нее имеются основания для опасений стать жертвой негуманного обращения на родине, заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения и препятствующих выезду из Российской Федерации, у него не выявлено.
Как следует из материалов дела, достоверных сведений о том, что заявитель подвергалась каким-либо преследованиям со стороны властей Афганистана не имеется. Медицинское освидетельствование *** не проходила.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.
По материалам международных организаций возможному преследованию могут подвергаться только высшие партийные функционеры НДПА, если они в настоящее время не пользуются защитой исламских политических партий племён или влиятельных лиц. В настоящее время в Республике Афганистан появились предпосылки, которые позволяют принимать своих возвращающихся граждан независимо от национальности, вероисповедания, пола, языка, принадлежности к определённой социальной группе и политических убеждений. В стране проведены демократические выборы Президента, принята новая Конституция, страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, законы Республики Афганистан направлены на соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина.
Довод жалобы заявителя о ее преследовании в связи с работой ее матери в иностранной компании не является причиной, служащей основанием для удовлетворения ее требований, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.
Иные гуманные причины, дающие основания для продления срока предоставления временного убежища, не названы.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что из поданного в суд заявления, доводов апелляционной жалобы, следует, что *** рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
Подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.