Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Шаповалова Д.В., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Смирновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Приволжского таможенного управления на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 01 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Манушина Г.Г. удовлетворить частично.
Обязать Приволжское таможенное управление включить в стаж службы (работы) Манушина Г.Г. в таможенных органах РФ в районах Крайнего Севера период с _. года по _. года и обязать произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом календарной выслуги в районах Крайнего Севера.
Обязать Приволжское таможенное управление произвести выплату Манушину Г.Г. сумму недоплаченной пенсии за период с _ года по _ года в сумме ***.
В удовлетворении остальной части исковых требований Манушина Г.Г. отказать".
установила:
Манушин Г.Г. обратился в суд с иском к Главному финансово-экономическому управлению Федеральной таможенной службы, Приволжскому таможенному управлению о защите пенсионных прав, мотивируя свои требования тем, что проходил службу в таможенных органах с _. на различных должностях, в том числе в районах Крайнего Севера. С _ ему назначена пенсия по выслуге лет с применением районного коэффициента 1,4. После выезда из районов Крайнего Севера, Приволжским таможенным управлением произведен перерасчет и пенсия по выслуге лет назначена без учета районного коэффициента, в связи с отсутствием необходимого стажа службы в районах Крайнего Севера (15 лет). Полагал, что ответчик необоснованно не включил в льготный стаж период работы с _ по _ в должности заместителя начальника Кандалакшской таможни. Просил суд включить вышеуказанный период работы в стаж службы в районах Крайнего Севера и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по выслуге лет.
Истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчиков возражали относительно удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Приволжское таможенное управление.
В заседание судебной коллегии Манушин Г.Г. не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчиков - Иванцову О.В., Савина В.В., Гладцыну Е.В., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Манушин Г.Г. осуществлял трудовую деятельность в таможенных органах Российской Федерации на различных должностях, проходя службу в районах Крайнего Севера.
С _. по _ истец обучался в Калининградском мореходном училище на дневном отделении; с _. по _ проходил службу в органах МВД; с _ по _ в органах МВД (Мурманская обл.); с _. по _. Северо-Западной транспортной прокуратуре (Мурманская обл.); с _ по _. в должности инспектора отдела дознания Кандалакшской таможни (Мурманская обл.); с _ по _. в должности заместителя начальника Кандалакшской таможни по правоохранительной работе (Мурманская обл.); с _ по _ в таможенных органах Российской Федерации по контракту, Кандалакшская таможня (Мурманская обл.).
_ истец уволен со службы и ему назначена пенсия по выслуге лет с применением районного коэффициента 1,4.
После переезда Манушина Г.Г. из районов Крайнего Севера, размер выплачиваемой ему пенсии по выслуге лет пересмотрен, пенсия начислена без повышающего коэффициента 1,4.
Согласно ответу начальника финансово-бухгалтерской службы Приволжского таможенного управления, продолжительность службы Манушина Г.Г. в районах Крайнего Севера составляет _. Период работы с _. по _. включению в стаж не подлежит, так как в указанный период истец работал в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с КЗОТ РФ, что не тождественно понятию "служба", содержащимся в Законе РФ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 68 ГПК РФ освобождает участвующих лиц от необходимости их дальнейшего доказывания.
Частично удовлетворяя требования Манушина Г.Г., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с _ служба в таможенных органах РФ фактически приравнена к военной службе, без каких-либо исключений относительно оснований прохождения таковой для должностных лиц.
По смыслу статей 37 (часть 1) и 32 (часть 4) Конституции РФ служба в таможенных органах РФ, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления стажа к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель определил, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (статья 436 - в редакции, действовавшей до 1 сентября 1997 года, - Таможенного кодекса Российской Федерации (утвержден Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 года N 5221-1), абзац первый пункта 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации").
Статья 436 Таможенного Кодекса РФ впервые закрепила право должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на пенсионное обеспечение по нормам, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел с 21 июля 1993 года (день вступления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации).
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.
Статей 1 Закона определён перечень лиц, на которых он распространяет свое действие и к которым с 1993 года приравнены должностные лица Таможенных органов РФ.
Отличительной особенностью указанной нормы является то обстоятельство, что все поименованные в ней категории лиц, приобретают право на пенсионное обеспечение в связи со службой по определённой должности (офицерского состава, прапорщиков, мичманов в Вооруженных силах РФ, либо рядового и начальствующего состава других прямо указанных правоохранительных органов).
При этом на лиц осуществляющих трудовую деятельность на основании трудовых договоров в Вооруженных силах РФ, органах внутренних дел (гражданский персонал), указанный закон не распространяется.
Таким образом, довод ответчика о том, что истец с _ года по _ год работал, а не служил, не может быть признана обоснованной, так как прировняв с _ года должностных лиц таможенных органов к лицам проходящим военную службу, законодатель прировнял данную работу к службе.
Иное толкование указанных положений законодательства фактически приводило бы к игнорированию положений ст. 436 Таможенного Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 420 Таможенного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 1997 года) должностными лицами Таможенных органов Российской Федерации могут быть только граждане Российской Федерации, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы Российской Федерации задачи.
Прием граждан Российской Федерации на работу в таможенные органы Российской Федерации в качестве должностных лиц этих органов осуществляется на контрактной основе.
Должностным лицам таможенных органов Российской Федерации присваиваются специальные звания. Специальные звания устанавливаются и порядок их присвоения утверждается Президентом Российской Федерации.
В силу ст. 421 Кодекса должностные лица таможенных органов Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.
Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи должностного лица Таможенного органа Российской Федерации от преступных посягательств в связи с исполнением этим должностным лицом своих служебных обязанностей гарантируется законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что принятое после 1993 года на работу в таможенные органы РФ лицо, допущенное к исполнению трудовых обязанностей в качестве должностного лица, с присвоением специального звания, в период своей деятельности исполняет служебные обязанности, соответственно проходит службу.
Указанный вывод суда первой инстанции, в том числе соответствует п. 2 "Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации" утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям", согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы.
В указанном Положении, понятие "работа" приведено как дополнение к понятию "служба", а предлагаемое ответчиком толкование понятия "работа", для периода с _ по _ г., в принципе исключают возможность отнесения такового к службе в таможенных органах РФ, что является недопустимым.
Кроме того, представители ответчик Приволжского таможенного управления не отрицают того факта, что спорный период включен Манушину Г.Г. в выслугу лет.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона N4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Часть вторая статьи 48 Закона, предусматривает в качестве льготы сохранение за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, при выезде их из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего районного коэффициента.
Данная норма направлена на защиту граждан, длительное время проходивших военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стимулирование их переселения из указанных районов и местностей. При этом законодателем при определении данной льготы отмечается срок службы именно в календарном исчислении.
Таким образом, учитывая самостоятельно включенный пенсионным органом Приволжского таможенного управления стаж работы истца в районах Крайнего Севера _., а также определённый к включению судом первой инстанции период с _ по _. г., у Манушина Г.Г. образуется необходимый 15 летний стаж службы (работы) в районах Крайнего Севера, позволяющий сохранить за пенсионером, при выезде на новое постоянное место жительства размер пенсии, исчисленный с применением соответствующего районного коэффициента.
В части произведенных судом расчетов решение суда сторонами не оспаривается, оснований для выхода за пределы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит (ст.327.1 ГПК РФ).
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. 329, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 01 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Приволжского таможенного управления без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.