Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ермолаевой Е.В. в защиту Общества с ограниченной ответственностью "ТСА" (Далее - ООО "ТСА") на вступившие в законную силу постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 26 января 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 30 марта 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 26 января 2015 года ООО "ТСА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 30 марта 2015 года вышеуказанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Ермолаевой Е.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Ермолаева Е.В. в защиту ООО "ТСА" просит об отмене судебных актов и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что здание по адресу: город Москва, улица 1-я Тверская-Ямская, дом 22 объектом культурного наследия не является; состав ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ не охватывает действия, связанные с процедурой согласования сноса объектов капитального строительства, или с нарушением каких-либо иных процедур согласования, в связи с чем в действиях ООО "ТСА" отсутствует состав административного правонарушения; судебными инстанциями не дана надлежащая оценка доводам защитника Общества о соблюдении требований действующего законодательства; фактически ООО "ТСА" действовало в ситуации крайней необходимости с целью устранения опасности, непосредственно угрожающей гражданам, а также охраняемым законом интересам, в связи с чем возможности для сохранения стены фасада здания не имелось; из-за крайне аварийной ситуации ООО "ТСА" не имело возможности своевременно вынести на рассмотрение Рабочей группы Комиссии Правительства города Москвы вопрос о срочном демонтаже аварийной стены летом 2014 года и обратиться в Мосгорнаследие.
Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 22 августа 2014 г. Мосгорнаследием в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением ограничений, установленных в зонах охраны объектов культурного наследия в целях фотофиксации и проверки информации, освещенной в средствах массовой информации о сносе здания по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 22 (далее-Объект), расположенного в границах охранной зоны строгого регулирования застройки N 001 и зоны охраняемого культурного слоя N 011, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 7 июля 1998 г. N 545, произведен осмотр.
В ходе осмотра зафиксирован факт полного демонтажа Объекта, по периметру строительной площадки размещен каркас, обтянутый фальш-фасадом.
Рабочей группой Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия (протокол от 28 ноября 2012 г. N 14) в полном сносе Объекта отказано, одобрен проект реконструкции Объекта, предусматривающий сохранение в реставрационном режиме главного фасада, выходящего на улицу 1-я Тверская-Ямская, а также разборку фасада со стороны улицы 2-я Тверская-Ямская методом алмазной резки с последующим восстановлением. Указанный проект реконструкции объекта согласован с Мосгорнаследием.
Заказчиком работ является ООО "Компания Миретта", генподрядчиком -ООО "ТСА".
ООО "ТСА" был выдан ордер от 30 июля 2014 года N 13011343/9, которым было разрешено производство работ на Объекте до 30 сентября 2014 года.
Согласно информации, предоставленной ОАТИ г. Москвы (письмо от 3 сентября 2014 г. N 01-13-2929/4 -л.д. 66), подрядной организацией ООО "ТСА" в нарушение условий выдачи ордера произведен снос главного фасада объекта. За нарушение условий выданного ордера ОАТИ г. Москвы к ООО "ТСА" применены штрафные санкции, действие ордера прекращено.
Таким образом, ООО "ТСА", осуществив снос Объекта без проектно-разрешительной документации, согласованной с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, совершило несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны культурного наследия, то есть административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт правонарушения и вина ООО "ТСА" в его совершении подтверждаются: актом осмотра от 22 августа 2014 г. N 157/2014 с фототаблицей; копией выписки из протокола заседания рабочей группы Комиссии при Правительстве Москвы от 28 ноября 2012 г.; протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2014 г.; другими материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны судебными инстанциями допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы судебных инстанций о виновности ООО "ТСА" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебных заседаниях. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы жалобы о том, что здание по адресу: город Москва, улица 1-я Тверская-Ямская, дом 22 объектом культурного наследия не является, в связи с чем не может быть принят во внимание.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г., а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 9 июня 2004 г. N 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" (далее - Закон города Москвы от 9 июня 2004 г. N 40) на территориях охранных зон строительство, реконструкция градостроительных объектов запрещаются, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды, объекта культурного наследия в соответствии с законодательством, об объектах культурного наследия.
Согласно абз. 4, 5 и 7 Режимов содержания зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 7 июля 1998 г. N 545, зона строгого регулирования застройки - часть городской территории, обеспечивающая охрану объектов градостроительного наследия: заповедных территорий и ценных фрагментов городского ландшафта, включения в состав объединенных охранных зон.
Зоне строгого регулирования застройки соответствует строгий режим градостроительного регулирования, устанавливающий ограничение на новое строительство и хозяйственную деятельность, предусматривающий сохранение, восстановление и обеспечение оптимального восприятия объектов градостроительного наследия - заповедных территорий, а также контактной ценной градостроительной среды в структуре городского ландшафта. Данный режим, ориентированный на преемственное развитие и возобновление целостности исторической части города, осуществляется с использованием методов реновации (сомасштабное новое строительство с учетом традиционных типологических характеристик застройки). Параметры строгого режима градостроительного регулирования, определяемые на основе историко-культурных исследований и визуально-пространственного анализа, предусматривают сохранение ценных исторических панорам и бассейнов видимости объектов культурного наследия, а также соблюдение общего композиционно-масштабного соответствия новых зданий и сооружений исторической застройке.
Зона регулирования застройки - часть городской территории, обеспечивающая охрану исторической части Москвы в целом (в пределах Камер-Коллежского вала), а также соответствующая ядрам догородской системы расселения (загородные усадьбы, села) и ценным градостроительным комплексам (ансамбли городских магистралей, комплексы застройки кварталов, группы кварталов). Зоне регулирования застройки соответствует режим градостроительного регулирования, который в основном распространяется на районы, утратившие историческую среду и видоизменные в советский и постсоветский периоды. Данный режим обеспечивает сохранение общей композиционной роли объектов культурного наследия в городском ландшафте и осуществляется методами реконструкции и нового строительства с регулированием высотных параметров проектируемых зданий в лучах видимости ценных градоформирующих объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона города Москвы от 9 июня 2004 г. N 40, особый порядок рассмотрения, согласования, государственной экспертизы градостроительной и проектной документации для исторических территорий и для территорий зон охраны объектов культурного наследия включает согласование проектов указанной градостроительной и проектной документации с соответствующим органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона города Москвы от 9 июня 2004 г. N 40, генеральная схема, градостроительные регламенты особого вида, иная градостроительная документация, действие которой распространяется на исторические территории и на территории зон охраны объектов культурного наследия, акты разрешенного использования, проекты строительства, реконструкции градостроительных объектов на указанных территориях подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 2.1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-1111, решения, связанные с вопросами сноса объектов капитального строительства в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия (за исключением объектов, подлежащих рассмотрению Городской комиссией по пресечению фактов самовольного строительства и окружными комиссиями по пресечению фактов самовольного строительства), принимаются Комиссией при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия только при наличии согласия собственника либо лица, осуществляющего полномочия собственника такого объекта.
Протокол заседания Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия (выписка из протокола заседания Комиссии) действителен в течение одного года (в отношении объекта капитального строительства, являющегося жилым домом, - в течение двух лет) для оформления в установленном порядке Объединением административно-технических инспекций города Москвы ордера на снос соответствующего здания или сооружения, а также для выдачи Департаментом строительства города Москвы разрешения на перемещение отходов сноса.
Осуществление сноса объектов капитального строительства в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия с нарушениями положений настоящих Правил является несоблюдением ограничений, установленных в границах таких достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 положения о Комиссии при Правительстве Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2011 г. N 475-ПП, обязательность рассмотрения Комиссией вопроса о сохранении либо сносе объектов капитального строительства в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия являются ограничения, установленные в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия.
Довод жалобы о том, что состав ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ не охватывает действия, связанные с процедурой согласования сноса объектов капитального строительства, или с нарушением каких-либо иных процедур согласования, в связи с чем у ООО "ТСА" отсутствует состав административного правонарушения, несостоятелен.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выражается в совершении альтернативных действий, перечисленных в диспозиции этой нормы. Следовательно, даже одного из таких действий уже достаточно для квалификации противоправного деяния по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. В данном случае основанием привлечения ООО "ТСА" к административной ответственности послужило нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации и города Москвы в области соблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, а именно произведен полный демонтаж Объекта без сохранения его главного фасада, расположенного в границах охранной зоны строгого регулирования застройки N 001 и зоны охраняемого культурного слоя N 011 по адресу: г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 22 без разрешения на полный снос здания Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия.
Доводы жалобы о том, что ООО "ТСА" осуществляло свою деятельность в рамках действующего законодательства, а равно и то, что Общество фактически действовало в ситуации крайней необходимости с целью устранения опасности, непосредственно угрожающей гражданам, а также охраняемым законом интересам, в связи с чем возможности для сохранения стены фасада здания не имелось, из-за крайне аварийной ситуации ООО "ТСА" не имело возможности своевременно вынести на рассмотрение Рабочей группы Комиссии Правительства города Москвы вопрос о срочном демонтаже аварийной стены летом 2014 года и обратиться в Мосгорнаследие, явились предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Так, отклоняя указанные доводы, судья районного суда правомерно указал в обжалуемом постановлении, что в период проведения работ по реконструкции Объекта каких-либо обращений от ООО "ТСА" о крайнем аварийном состоянии фасада объекта в Мосгорнаследие не поступало, с 2013 года повторно вопрос о демонтаже фасада объекта на заседание Рабочей группы Комиссии Правительства Москвы по вопросам градостроительства в зонах охраны объектов культурного наследия не выносился.
Вопреки утверждению заявителя, судья Московского городского суда в ходе рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении с выводами судьи районного суда согласился, правомерно признал аналогичные доводы несостоятельными с указанием мотивов принятого решения о законности и обоснованности постановления о привлечении ООО "ТСА" к административной ответственности.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Административное наказание назначено ООО "ТСА" с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 26 января 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 30 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "ТСА" оставить без изменения, жалобу Ермолаевой Е.В. в защиту ООО "ТСА" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.