Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу Шайбоновой И.А. в защиту генерального директора ООО "*****" Мошкова Ю.В. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 413 района Марьина роща города Москвы от 29 декабря 2014 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 02 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 413 района Марьина роща города Москвы от 29 декабря 2014 года генеральный директор ООО "*****" Мошков Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 02 апреля 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Шайбоновой И.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Шайбонова И.А. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что предписание, невыполнение которого послужило основанием привлечения Мошкова Ю.В. к административной ответственности, является незаконным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 413 района Марьина роща города Москвы от 29 декабря 2014 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 02 апреля 2015 года подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела, на основании поступивших в Федеральную службу по аккредитации (далее - Росаккредитация) обращений ОАО "Испытания и сертификация бытовой и промышленной продукции "БЕЛЛИС", республиканского унитарного предприятия "Белорусский государственный центр аккредитации" и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь приказом Росаккредитации от 17 июня 2014 года N 296-П-ВД была назначена внеплановая документарная проверка органа по сертификации продукции ООО "*****", зарегистрированного по адресу г. Москва, Сущевский Вал, д. 9, стр. 1, генеральным директором которого является Мошков Ю.В., на предмет соблюдения законодательства в области аккредитации при проведении работ по оценке соответствия продукции, указанной в сертификатах соответствия N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011.
В целях проведения проверки у Общества был истребован ряд документов, в том числе копии указанных сертификатов соответствия, копии документов, на основании которых данные сертификаты были выданы, копии документов, оформленных органом по сертификации, а также Руководство по качеству органа по сертификации с приложениями, содержащее требования системы менеджмента качества (далее - Руководство по качеству), действовавшее в Обществе на момент проведения работ по выдаче сертификатов N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011, и на момент издания приказа о проведении проверки (17 июня 2014 г.).
В ходе проверки запрошенные у Общества документы представлены не были по причине их уничтожения в порядке и сроки, установленные в Руководстве по качеству, а именно: по истечении 1 года после выдачи сертификатов, и невозможности их восстановления с использованием электронных версий из-за отсутствия резервных копий представленных заявителями и оформленных Обществом документов.
В связи с этим Росаккредитацией был сделан вывод о нарушении генеральным директором Общества Мошковым Ю.В. требований:
- приказа Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, утвердившего Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, и приказа Минкультуры России от 31.07.2007 N 1182, утвердившего Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, выразившемся в несоблюдении установленных в них сроков хранения архивных документов;
- п. 2 Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 16.10.2012 N 682, выразившемся в несоблюдении требований системы менеджмента качества, установленных в п.п. 14.6 14.8 Руководства по качеству (в редакции приказа генерального директора Общества от 25.06.2014, действовавшей на момент проведения проверки), предусматривающих копирование и восстановление документов, а в случае невозможности их восстановления с использованием электронных версий, - обращение с запросами к заявителям и иным их владельцам.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 30 июля 2014 г., составленном по результатам проверки.
По результатам проверки генеральному директору Общества Мошкову Ю.В. было также выдано предписание от 30 июля 2014 г. об устранении нарушений, указанных в акте, и представлении в Росаккредитацию отчета об их устранении в срок до 29 августа 2014 г.
12 сентября 2014 года должностными лицами Росаккредитации на основании приказа заместителя руководителя Росаккредитации от 01 сентября 2014 года N 475-П-ВД была повторно проведена внеплановая документарная проверка ООО "*****" в целях проверки исполнения предписания от 30 июля 2014 г. По результатам проверки генеральному директору Общества Мошкову Ю.В. было выдано новое предписание от 12 сентября 2014 г. об устранении ранее выявленных нарушений сроком исполнения до 06 октября 2014 года.
03 октября 2014 года генеральным директором ООО "*****" Мошковым Ю.В. в адрес Росаккредитации был направлен отчет об исполнении предписания от 12 сентября 2014 года с приложенными к нему документами (л.д. 30-37).
10 октября 2014 г. в целях проверки сведений, содержащихся в данном отчете, должностными лицами Росаккредитации на основании приказа заместителя руководителя Росаккредитации от 06 октября 2014 г. N 529-П-ВД была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания об устранении нарушений законодательства от 12 сентября 2014 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 10 октября 2014 г., в котором зафиксирован факт неисполнения генеральным директором Общества Мошковым Ю.В. предписания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении генерального директора Общества Мошкова Ю.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и вынесения мировым судьей постановления о привлечении Мошкова Ю.В. к административной ответственности.
С таким выводом мирового судьи нельзя согласиться.
Обязательным условием привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ является законность предписания, которая предполагает выдачу его уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции, наличие в предписании подробного описания нарушений установленных правил и норм, а также указания на нарушенные нормы права, позволяющее считать данное предписание исполнимым.
Как усматривается из материалов дела, предписание от 12 сентября 2014 г. содержало требование об устранении генеральным директором Общества Мошковым Ю.В. нарушений, указанных в акте внеплановой документарной проверки от 30 июля 2014 г., путем восстановления утилизированных материалов с учетом разработанных Обществом правил резервного копирования и восстановления.
В отчете об исполнении указанного предписания, направленном генеральным директором ООО "*****" Мошковым Ю.В. в адрес Росаккредитации письмом от 03 октября 2014 г. N 180-01, Общество ссылалось на то, что правовых оснований для восстановления документов у него не имеется, так как система менеджмента качества, действовавшая на момент проведения работ по выдаче сертификатов соответствия N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011 в 2011 г. не предусматривала копирование информации на электронный носитель и устанавливала годичный срок хранения документов дела по сертификации, который применительно к вышеупомянутым сертификатам истек 04 февраля 2013 г., в связи с чем все документы и имевшаяся на электронных носителях информация были уничтожены.
Из содержания отчета и приложенных к нему документов также усматривается, что в целях исполнения предписания 25 сентября 2014 г. генеральным директором Общества Мошковым Ю.В. направлялись письменные запросы в адрес заявителей, обращавшихся за получением сертификатов соответствия N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011, с просьбой о предоставлении копий всех имеющихся у них документов по данным сертификатам. Однако каких-либо документов представлено не было.
На этом основании генеральный директор Общества Мошков Ю.В. просил считать выданное ему предписание от 12 сентября 2014 г. исполненным.
С изложенной в отчете генерального директора Общества Мошкова Ю.В. позицией в части отсутствия у него правовых оснований для выполнения предписания путем восстановления документов, относящихся к периоду проведения работ и выдачи спорных сертификатов соответствия в 2011 г., следует согласиться. Данное требование, содержащееся в предписании от 12 сентября 2014 г., нельзя признать законным, так как по существу оно не может быть исполнено, имея в виду, что в редакции Руководства по качеству, действовавшей до проведения проверки 30 июля 2014 г., 10-летний срок хранения документов, а также правила резервного копирования и восстановления документов, включенные в последующие Редакции Руководства, отсутствовали.
При этом на момент выдачи спорных сертификатов федеральное законодательство не содержало требования об обязательном наличии у органа по сертификации правил резервного копирования и восстановления документов. Как справедливо указывает заявитель в жалобе, данное требование было впервые сформулировано в приказе Минэкономразвития от 16 октября 2012 г. N 682 "Об утверждении критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним" и нашло свое отражение в Редакции 4 Руководства по качеству, утвержденной приказом генерального директора Общества от 10.06.2013 N 14-к, а затем - в Редакции 5 Руководства по качеству (утв. приказом генерального директора Общества от 25.06.2014 N 6-ОС-14), действовавшей на момент проведения проверочных мероприятий 30 июля 2014 г.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что правила копирования и восстановления документов, содержащиеся в Редакциях 4 и 5 Руководства по качеству, могут быть применены только в отношении документов, на основании которых работы по оценке соответствия и выдаче сертификатов проводились после внесения в указанное Руководство соответствующих изменений. Таким образом, данные изменения обратной силы не имеют, то есть не распространяются на документы по сертификатам соответствия N *, N *, N *, выданным до этого времени.
Вместе с тем, приходя к выводу о нарушении генеральным директором ООО "*****" Мошковым Ю.В. требования п. 2 Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 16.10.2012 N 682, Росаккредитация исходила из того, что Мошковым Ю.В. не были соблюдены требования системы менеджмента качества относительно резервного копирования и восстановления документов, установленные в Редакции 5 Руководства по качеству, действовавшей на момент проведения проверки 30 июля 2014 г.
Изложенное свидетельствует о том, что содержащееся в предписании Росаккредитации требование об устранении нарушения п. 2 упомянутых Критериев является незаконным, так как оно не могло быть исполнено путем восстановления ранее уничтоженных документов.
Что касается содержащегося в предписании указания на нарушение генеральным директором Общества Мошковым Ю.В. сроков хранения запрошенных у него документов, установленных в приказах Минкультуры от 25.08.2010 N 558 и от 31.07.2007 N 1182, то необходимо принять во внимание, что конкретные нормы, нарушенные Мошковым Ю.В., ни в самом предписании, ни в акте проверки от 30 июля 2014 г., к которому оно отсылает, не приведены. Следовательно, в указанной части предписание от 12 сентября 2014 г. не обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым.
Более того, нарушение сроков хранения документов не может быть устранено путем возложения на орган по сертификации обязанности восстановить уничтоженные документы, в отношении которых не применялось правило резервного копирования и электронные версии которых не были сохранены в виду отсутствия соответствующих требований к правилам документооборота в прежнем законодательстве и в редакции Руководства по качеству, действовавшей в период проведения работ, связанных с выдачей сертификатов соответствия N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011, N * от 12.12.2011.
Тем не менее из имеющегося в материалах дела дополнения от 17 июля 2014 г. к отчету о принятых мерах от 20 мая 2014 г. N 98/01 следует, что во исполнение ранее выданного Росаккредитацией предписания от 25 апреля 2014 г. в Руководстве по качеству Общества в соответствии с положениями вышеназванных приказов Минкультуры России был установлен 10-летний срок хранения документов по сертификации в органе по сертификации.
Таким образом, на момент выдачи предписания Росаккредитации от 12 сентября 2014 г. основания для вменения генеральному директору Общества Мошкову Ю.В. нарушения требований приказов Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 и от 31.07.2007 N 1182 в принципе отсутствовали.
В связи с изложенным вывод мирового судьи о наличии в действиях генерального директора Общества Мошкова Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ошибочен.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 413 района Марьина роща города Москвы от 29 декабря 2014 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 02 апреля 2015 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях генерального директора Общества Мошкова Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Шайбоновой И.А. в защиту генерального директора ООО "*****"Мошкова Ю.В. удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 413 района Марьина роща города Москвы от 29 декабря 2014 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 02 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "*****" Мошкова Ю.В. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.