Постановление Московского городского суда от 07 сентября 2015 г. N 4а-2695/15
Заместитель председателя Московского городского суда Е.М. Базькова, рассмотрев жалобу Халимова С.И. в защиту Алимова С.Т. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 236 Нагорного района города Москвы от 11 июня 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 236 Нагорного района города Москвы от 11 июня 2014 года Алимов С.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 (два) года.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось.
В настоящей жалобе Халимов С.И. в защиту Алимова С.Т., выражая несогласие с указанным судебным актом, просит о его отмене и переквалификации с ч.1 ст. 12.26 на ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ, ссылаясь на то, что Алимов не является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, поскольку его национальное водительское удостоверение, выданное в Республике Таджикистан, не может признаваться на территории Российской Федерации, так как не соответствует требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года и положениям национального законодательства; при рассмотрении дела мировой судья нарушил требования ст. 1.5 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 236 Нагорного района города Москвы от 11 июня 2014 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу п. 2.3.2 Правил дорожного движения РФ водитель по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что Алимов С.Т. 01 июня 2014 года в 01 часов 34 минуты, управляя транспортным средством марки "***" государственный регистрационный знак ***, в районе дома 106 по Варшавскому шоссе в городе Москве, нарушив п. 2.3.2 Правил Дорожного движения РФ, отказался выполнить законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.
Признавая Алимова С.Т. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность Алимова С.Т. подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении; протоколом об отстранении от управления транспортным средством; протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; рапортом инспектора ДПС; карточкой водителя.
Вместе с тем вывод мирового судьи о наличии в действиях Алимова С.Т. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, является преждевременным, так как сделан без полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела и тщательного анализа представленных доказательств, относящихся к вопросу о наличии у Алимова С.Т. права управления транспортными средствами на территории РФ.
Так, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ является водитель транспортного средства. Согласно п. 1.2 ПДД РФ под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. Отсутствие у водителя такого права не выводит его из разряда субъектов административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ.
Вместе с тем, в силу положений ст. 3.8 КоАП РФ субъектами административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами могут быть только лица, имеющие данное право либо лишенные его в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Иностранный гражданин, имеющий национальное водительское удостоверение, выданное на территории иностранного государства, может быть лишен права управления транспортными средствами за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, лишь в том случае, если его водительское удостоверение отвечает требованиям, предъявляемым к нему нормами международных договоров, и считается действительным на территории РФ.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года N 5938-VIII ратифицирована Конвенция о дорожном движении, заключенная 08 ноября 1968 года в городе Вене.
Согласно статусу указанной Конвенции Российская Федерация и Республика Таджикистан являются ее участниками.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон "О безопасности дорожного движения") установлено, что право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В соответствии с положениями Закона о безопасности дорожного движения на территории РФ действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи (часть 12 ст. 25 Закона "О безопасности дорожного движения")
Иностранное национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории РФ, если оно отвечает требованиям соответствующего договора.
Статьей 41 Конвенции о дорожном движении (с поправками от 28.09.2004 г. вступившими в силу для РФ 28.03.2006г.) определены критерии действительности национальных и международных водительских удостоверений, выданных на территории иностранного государства - участника Конвенции.
Согласно п. 2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении договаривающиеся Стороны будут признавать любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции.
В соответствии с пунктом 6 Приложения 6 Конвенции о дорожном движении все записи, вносимые в удостоверение, должны выполняться буквами латинского алфавита. В случае использования других букв эти записи должны также транслитерироваться буквами латинского алфавита.
Пунктом 44 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 (действующих на момент совершения правонарушения), установлено, что лица, временно пребывающие на территории РФ, имеют право управлять транспортными средствами при наличии международного или иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 г., записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита.
Как следует из протокола об административном правонарушении, при его составлении Алимовым С.Т. было предъявлено национальное водительское удостоверение АБ N 0647845, выданное на территории Республики Таджикистан 11 июня 2012 года.
Из представленной к жалобе копии национального водительского удостоверения АБ N 0647845 следует, что записи в нем произведены на русском языке, и не транслитерированы буквами латинского алфавита, сведения о месте рождения, дате истечения срока действия водительского удостоверения также отсутствуют.
Таким образом, национальное водительское удостоверение Алимова С.Т. не отвечает критериям его действительности на территории Российской Федерации, поскольку не соответствовало требованиям 41 Конвенции о дорожном движении.
Из материалов дела, в частности карточки водителя (л.д. 7) следует, что информация о выдаче Алимову С.Т. международного или национального водительского удостоверения отсутствует.
Между тем эти юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела мировым судьей не были выяснены, а действия Алимова С.Т. подлежали квалификации по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ как невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Поскольку санкция ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного ареста, переквалификация действий Алимова С.Т. на ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ является невозможной, как ухудшающая его положение.
Таким образом, в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, мировым судьей исследованы не были, в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении было проведено невсесторонне и неполно, обстоятельства, необходимые для правильной юридической оценки действий Алимова С.Т. не были выяснены.
При таком положении постановление мирового судьи судебного участка N 236 Нагорного района города Москвы от 11 июня 2014 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Московском городском суде жалобы защитника Халимова С.И. срок давности привлечения Алимова С.Т. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, дело не может быть направлено на новое рассмотрение мировому судье для устранения допущенных им нарушений требований КоАП РФ.
Следовательно, производство по настоящему делу в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 236 Нагорного района города Москвы от 11 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, в отношении Алимова С.Т. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.