Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Галимовой P.M., Шушкевич О.В.
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 октября 2015 года в г. Челябинске гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Магнитогорск в интересах Каримова Р.М.к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации г. Магнитогорска, Областному государственному учреждению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации с апелляционной жалобой Министерства социальных отношений Челябинской области на заочное решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 июня 2015 года
Выслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражения прокурора Соколовой Н.Ф. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска обратился в суд в интересах Каримова P.M. с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации г. Магнитогорска, Областному государственному учреждению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" (далее ГУ ЧОРФЦИ "Импульс") о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование исковых требований указал, что Каримов P.M. является ***бессрочно. Бюро N *** - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Челябинской области" разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида N***, в разделе "Технические средства реабилитации" данной программы указаны: впитывающие пеленки, уропрезервативы, дневные мешки, ночные мешки. Каримов P.M. поставлен на учет, однако
средствами реабилитации по индивидуальной программе реабилитации от
03.09.2012 года в полном объеме не обеспечен, что повлекло нарушение его прав.
Суд постановилзаочное решение о частичном удовлетворении исковых требований. Признал незаконным бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившееся в непредоставлении *** Каримову P.M. технических средств реабилитации согласно индивидуальной программы реабилитации -впитывающих пеленок в количестве 1414 шт., уропрезервативов - в количестве 1117 шт., дневных мешков - в количестве 161 шт., ночных мешков - в количестве 66 шт. Обязал Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Каримову P.M. технические средства реабилитации согласно индивидуальной программы реабилитации-впитывающих пеленок в количестве 1414 шт., уропрезервативов в количестве 1117 шт., дневных мешков в количестве 161 шт., ночных мешков в количестве 66 шт. В удовлетворении исковых требований к администрации г. Магнитогорска, Областному государственному учреждению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации отказал.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит отменить заочное решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального права. Указывает, что заявление Каримова P.M. на предоставление технических средств реабилитации было принято к рассмотрению, Каримов P.M. включен в областной реестр граждан, имеющих право на предоставление технических средств реабилитации. Частично истец был обеспечен техническими средствами реабилитации, остаток на 01 июля 2015 года составляет: уропрезервативы - 333 шт., мешки дневные - 58 шт., мешки ночные 24 шт., пеленками 60X90 обеспечен до 15.09.2015 года. Каримов P.M. остальнБши техническими средствами реабилитации будет обеспечен после заключения Министерством социальных отношений Челябинской области государственных контрактов на закупку вышеуказанных технических средств реабилитации на основании действия Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работа, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Истец Каримов P.M., представители ответчиков Министерства социальных отношений Челябинской области, Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс", администрации г. Магнитогорска Челябинской области,, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав мнение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем, который утверждается Правительством РФ.
Согласно статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Каримов P.M., является ***, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии *** N *** (л.д. 11-12).
Индивидуальной программой реабилитации от 05 сентября 2012 года, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Челябинской области" Бюро N ***, определена нуждаемость Каримова P.M. в проведении реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации, в которые включены подгузники Х2 2700 мл. - 30 шт. в месяц, абсорбирующие пеленки 90X60 см. 1500 мл. - 60 шт. в месяц, уропрезервативы 30 шт. в месяц, мешки для сбора мочи дневные- 4 шт, ночные мешки - 2 шт. в месяц, противопролежневые матрац и подушка, кресло-коляска комнатная, прогулочная, кресло-коляска активного типа. (л.д. 13-16).
Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации значится МСО Челябинской области.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Каримов P.M. являясь ***, имеет право на получение технических средств реабилитации и услуг, несоблюдение требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права инвалида, гарантированные ему Федеральным законом РФ от 24.11.1995 г.
Данные выводы судебная коллегия полагает правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации регламентирован Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N240, которые предусматривают, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N2428-рп утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, которым последнему передана часть федеральных полномочий, в том числе, по предоставлению мер социальной защиты инвалидов.
Распоряжением Правительства Челябинской области N436-р от 29.12.2010 г. полномочия РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области.
Порядок осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам определен Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 г. Ы94-П.
Согласно данному Положению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" является уполномоченной организацией, обеспечивающей деятельность Министерства социальных отношений Челябинской области по реализации лишь части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, указанных в пункте 4:
прием документов и определение права инвалидов на получение технических средств реабилитации;
прием документов и определение права инвалидов на компенсацию расходов, связанных с проездом к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации (далее TCP);
подготовка заявок в Министерство о потребности в предоставлении и выдаче инвалидам TCP;
прием TCP, предоставляемых поставщиками в рамках выполнения государственного контракта, с последующей выдачей TCP инвалидам; ;
прием и проверка документов для назначений компенсаций расходов за самостоятельно приобретенные инвалидами TCP;
формирование областного реестра в той же хронологической последовательности, в которой инвалиды, претендующие на обеспечение TCP, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении TCP.
Таким образом, на Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" возложены полномочия по решению технических вопросов.
Полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области.
В соответствии с п. 3 указанного Положения (как и Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240) обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия).
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N2347-p (в ред. распоряжения Правительства РФ от 10.09.2014 N 1776-р) утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Данным перечнем предусмотрены технические средства реабилитаций, в том числе специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники), абсорбирующее белье, подгузники.
Каримов P.M. обратился с заявлением о предоставлении средств технической реабилитации в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс", что не оспаривается ответчиками, однако МСО Челябинской области суду не представлено доказательств исполнения в полном объеме программы реабилитации, разработанной с начала ИПР и до конца 2015 года.
Из материалов дела усматривается, что предписанные приведенными выше Правилами действия уполномоченным органом не были произведены, что свидетельствует о нарушении прав ***.
Согласно письму Областного государственного казенного учреждения Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" N 168 от 18.05.2015 года Каримову P.M. были предоставлены технические средства реабилитации: впитывающие пеленки 2140 шт., уропрезервартивы 660 шт., мешки дневные 70 шт., мешки ночные 40 шт. Остаток на конец текущего 2015 года составляет: пеленки 1414 шт., уропрезервартивы 1117 шт., мешки дневные 161 шт., мешки ночные 66 шт. (л.д. 17-18).
Каримов P.M. всеми предусмотренными в программе средствами реабилитации не обеспечен, и в силу прямых предписаний закона, гарантирующих социально незащищенным слоям населения государственную поддержку, суд обоснованно обязал Министерство социальных отношений Челябинской области исполнить такую обязанность.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Каримов P.M. будет обеспечен техническими средствами реабилитации после заключения Министерством социальных отношений Челябинской области государственных контрактов на закупку вышеуказанных TCP на основании действия Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактнрй системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не являются основанием для отмены решения суда. Из действующего законодательства не следует, что право инвалида на получение технических средств реабилитации, ставится в зависимость от проведения открытого аукциона. По смыслу вышеназванных норм материального права технические средства реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должны предоставляться без каких-либо условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство социальных отношений Челябинской области и ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" не отказывали истцу в предоставлении технических средств реабилитации, кроме того, остаток на 01 июля 2015 года составляет: уропрезервативы 333 шт., меш^и дневные 58 шт., мешки ночные 24 шт., не состоятельны, поскольку частичное
предоставление средств реабилитации после вынесения решения судом означает частичное исполнение решения суда и не влияет на законность
принятого решения, данный вопрос может быть решен и на исполнения решения суда.
стадии
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.